Легенды и мифы в колокольчиках



Подарок из Ангкор-Вата, или Кто такие апсары

О появлении колокольчика с апсарой и о том, почему я упустила колокол с Ганешей

Я люблю вспоминать одну историю из детства. Кто-то подарил маме большую жестяную круглую банку с цейлонским чаем, расписанную красавицами в сари в причудливых позах. Помню, я сидела за уроками, когда мама подошла ко мне и прошептала: "Пойдем на кухню". Мы подкрались к стеклянной двери. И что же? На кухонном столе стояла эта банка, и моя маленькая сестренка, изгибаясь, как обезьянка, пыталась принять такую же позу, при этом постоянно теряя равновесие. В один наиболее комичный момент мы с мамой дружно рассмеялись. Сестричка обернулась и тоже засмеялась. Я пыталась тоже изобразить что-то подобное, но чуть не упала. В те годы мы очень любили индийские фильмы и индийскую музыку.

Колокольчик
Колокольчик

Прошло много лет. И вот Монреаль – город, в котором проживают все народы мира, в том числе выходцы с полуострова Индостан. Мне нравятся индийские лавочки, полные симпатичных украшений, красивых легчайших шифонов и золотой парчи, подушек и покрывал с орнаментальной вышивкой. Но более всего привлекают замысловатые статуэтки и монументальные тяжелые скульптуры из бронзы.

Как-то раз мы спешили в ресторан на Плато. По пути я заскочила в знакомую индийскую лавочку на улице Сен-Дени. Там всегда было много традиционных буддистских колокольчиков и больших колоколов – неподъемных, с цепями, с изображениями божеств и легендарных существ. Один громадный колокол меня особенно поразил – он был увенчан головой слона: как я узнала, так изображают бога Ганешу. Только одна цепь весила килограмм пять. Я подумала: "И куда его поставить?" Я тогда только начала собирать колокольчики и еще не помышляла ни о чем, подобном музею. Сейчас, может быть, и купила бы его.

На полочке я заметила статуэтку, напомнившую мне мою танцующую сестричку. Статуэтка стояла на возвышении, похожем на юбку колокольчика. Я протянула руку. Точно – колокольчик! Радовалась, как дитя. Спросила у хозяина, чья эта фигурка.

– Апсара, – ответил он.
– Апсара? – времени выяснять, кто это, не было. Я помчалась в ресторан, сжимая в руке пакет с колокольчиком.

Та лавка вскоре, увы, закрылась, а то бы я сейчас купила Ганешу. И лишь колокольчик-апсара напоминает о ней. В прошлом году у меня появилась еще одна апсара. И я заметила – а ведь они разные! У них по-разному изогнуты руки. Тогда мне стало уже по-настоящему интересно. А много ли есть разновидностей? Из какой они страны – Индии, Камбоджи, Таиланда? Я решила побольше узнать об апсарах, и мне открылись завораживающие истории из индийского эпоса.

14 ноября 1913 года Рабиндранат Тагор узнал, что стал лауреатом Нобелевской премии по литературе

Индия всегда была мне интересна – возможно, это влияние многочисленных индийских фильмов с музыкой, танцами, которые так любили показывать в Узбекистане, где прошло мое детство. Я зачитывалась индийскими сказками о прекрасных пери. Позже познакомилась с творчеством Рабиндраната Тагора. В 2013 году исполнилось сто лет со дня получения им Нобелевской премии по литературе.

Tagore, Gordon Square, London

Памятник Рабиндранату Тагору в Лондоне, Gordon Square

Тагор
Тагор

Рабиндранат Тагор – индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель. Яркая духовная харизматичная личность. На Западе его образ ассоциировался с Тагором-Пророком. Тагор родился в Калькутте, младший из четырнадцати детей в семье индийских браминов. Писать стихи начал рано – в восемь лет, а в шестнадцать уже сочинял первые новеллы и драмы. Он публиковал свои поэтические пробы под псевдонимом "Солнечный Лев". Весьма образный и говорящий за себя псевдоним.

В ноябре 1913 года Тагор получил Нобелевскую премию мира, как человек "сближающий культуры Востока и Запада". Он был также удостоен почетной степени четырех университетов Индии, стал почетным доктором Оксфордского университета. Трудно вместить в небольшой очерк яркую и многогранную жизнь этого выдающегося сына Индии. Да и пишу я, в общем-то, не о нем. Просто я не могла не вспомнить его лирические строки о прелестной апсаре.

Стихи и поэмы Тагора пользовались у простых людей такой популярностью, что воспринимались как народные. Его песни распевали в самых далеких индийских деревнях, а их поэт написал более 3 тысяч, люди читали вслух его стихотворения, приводили его изречения, часто даже не зная, кто их автор.

Тагор любил свою страну и мечтал, чтобы она стала независимой.

Я привожу небольшой фрагмент его стихотворения, в котором он воспевает прекрасную апсару:

О апсара,
Прекрасен твой от взгляда скрытый вид!
Неутомимо пляшешь, танцовщица.
И танца твоего поток струится,
И жизни мира каждую частицу
Водою смерти очищает он
И небо раздвигает синевою.
Поэт, сегодня властвует тобою
Ножных браслетов жизни громкий звон;
И танца беспричинное движенье
Вливает в жилы буйное волненье,
Грудь наполняя звуками сраженья.
Никто не знает, что в груди твоей
Сегодня разошлись морские волны,
Леса дрожат, своим волненьем полны.

Мифы и легенды о прекрасных девах

А теперь немного о том, кто же такие апсары? Греческие нимфы, славянские русалки и водяницы, мусульманские гурии, валькирии – девы-воительницы из скандинавской мифологии, а еще обольстительные венецианские куртизанки – сложите все вместе и перед вами предстанут апсары из древних индийских эпосов. А еще добавьте магию: апсары переносились в пространстве с потрясающей скоростью, меняли свой облик, принимали любые формы и превращались в любые существа, хорошо если в лебедей, а ведь иногда – и в крокодилов.

Апсара

И все же чаще всего их описывали как прекрасных полуобнаженных девушек, в одеждах из тонких шелковых струящихся тканей, украшенных драгоценностями и цветами. Это были танцующие, пленяющие, соблазняющие девы, способные своей неземной красотой и чарами совратить с пути истинного как божество, так и простого человека и даже самого непоколебимого аскета.

Название "апсара", что на санскрите означает "многоводная", взято из индуистской мифологии. Считается, что изначально апсары были полубогинями. По легенде, совершив ошибку, они были лишены божественности и стали танцовщицами богов. В старинных индийских религиозных текстах, в "Ригведе" и "Атхарваведе", апсары описываются как женские духи вод и жены гандхарвов (полубогов, воинов, возлюбленных).

Апсары – небесные танцовщицы царства повелителя богов Индры, возницы летающих колесниц. В "Махабхарате" апсары жили в царстве Индры – в прекрасных рощах на горах. И в чудесном дворце Пушкарамалини они услаждали музыкой и танцами богов и смертных воинов, геройски павших на поле битвы. Их обязанностью также было сопровождение погибших воинов на небеса. Они перевозили их в по небу в летающих колесницах, искусство управления которыми освоили не хуже воинов-мужчин.

Число апсар колеблется от двух-трех десятков до сотен тысяч. В древних книгах упоминаются апсары двух видов: "мирские" (лаукика), соблазнявшие людей, и "божественные" (дайвика). К высшему, "божественному" разряду относились апсары, находящиеся в непосредственном услужении у богов и нередко по их поручению соблазнявшие асуров или аскетов, которые благодаря своим подвигам обретали чрезмерную власть над мировым порядком и становились равными богам. Соблазненные апсарами, они теряли свою силу и становились простыми смертными.

Есть очень много известных апсар, интересны их истории, полные чудес. Из уст в уста многие поколения передавали всевозможнойные подробности жизни этих чаровниц. Так, апсары не только соблазняли богов и смертных. Иногда они влюблялись в них, вступали в законные браки и рожали детей, которые превращались в царей и героев. В "Махабхарате" есть история трогательной любви апсары Шакунталы и царя Душьянты.

Шакунтала была дочерью апсары Менаки, оставившей девочку в лесу под охраной волшебных птиц. Сиротку нашел отшельник, он то ее и вырастил. И она, конечно, превратилась в красавицу (а как же иначе?). Как-то раз в тех лесах охотился царь Душьянта. Он увидел прекрасную деву, влюбился, и они сочетались небесным браком. Царь оставил Шакунтале свое кольцо в качестве залога любви. Вот только однажды девушка уронила подарок в воды Ганга. Узнав о беременности, Шакунтала явилась во дворец, но злой недруг наслал на нее чары и возлюбленный прогнал ее, не узнав.

Мать Менака на сей раз помогла дочери – унесла ее на озеро апсар, где Шакунтала родила сына Бхарату. Тем временем слуги Душьянты принесли ему кольцо, оказавшееся в брюхе пойманной рыбы. Царь вспомнил о своей возлюбленной и отправился искать ее. После многолетних поисков он нашел Шакунталу с сыном на небе и возвратился с ними в столицу. Вот и сказке конец. Индийская версия одновременно "Золушки" и "Маугли".

Люблю истории со счастливым концом. Как вспомню индийские фильмы: наплачешься, переживая по поводу трагических перипетий жизни главных героев, а в конце уже – плачешь от радости.

Апсары в храмах – скульптуры, фрески и барельефы

Апсары вдохновляли художников, скульпторов, зодчих, поэтов, музыкантов. Изящные изваяния, барельефы и фрески апсар до сих пор украшают фасады и интерьеры многих индийских, камбоджийских, индонезийских и китайских буддийских храмов, безмолвно свидетельствуя о красоте и грации этих божественных созданий.

Особенно много статуй и барельефов апсар находится в знаменитом храмовом комплексе Ангкор-Ват в Камбодже. Статуи и барельефы апсар сохранились в древних храмах Каджурахо, в Аласканье, в храмовом комплексе Боробудур на о-ве Ява , в пещерном храме Кайлаш в Эллоре и Куладабаде, в храме в Белуре, в гротах Лонгмен в Лиаянге в Китае. Любопытно, что сохранились даже надписи с именами танцовщиц.

Апсара

Ни одна из них не похожа на другую: с разным выражением лица, поворотом головы, постановкой рук, с различными изысканными украшениями и одеждой, вернее только нижней ее частью. Именно топлес они и предстают на барельефах Ангкор-Вата и других храмов.

Апсара
Апсара
Апсара
Апсара
Апсара

Об Ангкор-Вате нам еще предстоит разговор. В этом году получила королевский подарок. Сын побывал в Камбодже и привез из этого знаменитого храма множество фотографий и колокольчик. Могла ли я себе представить, что у меня будет апсара из самого Ангкор-Вата!

Колокольчик
Апсара

Сын также побывал на представлении современных апсар. И пришел в восторг от их танцев. Девушки не только были красивы, его поразило их мастерство и уникальность самих танцевальных па. Он отчетливо представлял себе, какой труд стоит за кажущимися легкостью и изяществом движений. Танцовщицы-апсары учатся с раннего детсва. В конце представления, моего сына вместе с другом пригласили на сцену. Он поблагодарил и даже попытался сам что-то изобразить. Привез мне несколько фотографий. А я рассказала о сестричке (его любимой тетушке). И мы вместе посмеялись.

Апсара
Апсара

Экспонаты Британского музея и музея Виктории и Альберта

В Британском музее есть большой буддистский храмовый колокол, на котором изображена летящая апсара и лотосы.

На днях я посетила музей. Но колокол не смогла отыскать. Возможно, он в запасниках или где-то на выставке. Я точно помню, что видела этот и еще два громадных колокола несколько лет назад– они стояли на возвышении на лестничном пролете.

Не нашла я самостоятельно и апсар. Прочитла все музейные таблички к тем фигурам, что напоминали мне прекрасных дев. Обратилась к служителю, а он указал на фрагмент колонны из храма из индийского штата Гуджарат. Но на нем изображены танцующие женщины, как сказано в надписи рядом с экспонатом. Апсары ли это?

Танцующие женщины
Танцующие женщины
Танцующие женщины
Танцующие женщины
Танцующие женщины
Танцующие женщины

В музее Виктории и Альберта повезло – в надписи под прекрасной апсарой было написано, что эта фигура из камня украшала когда-то храм в индийском штате Андхра-Прадеш.

Апсара. В музее Виктории и Альберта
В музее Виктории и Альберта

Большое спасибо дорогому сыну за подарок и за фотографии барельефов из Ангкор-Вата, которые публикую с его разрешения.

Ирина Лапина

Фотографии Ирины Лапиной, январь 2016 года
Фотографии из Ангкор-Вата В. Лапина

Комментарии