Легенды и мифы в колокольчиках
Верхняя Канадская деревня
Эта деревня - словно машина времени, переносящая посетителей прочь от асфальтовых дорог, автомобилей, электричества, телевидения и прочих атрибутов современной жизни. Через свои широкие ворота она ведет людей по грунтовой дороге в мир, где главной фигурой был фермер, где правила лошадь...
Ирина Лапина
Верхняя Канадская деревня – живая легенда
Это весьма необычный музей – музей под открытым небом, большая деревня со всеми ее домами, хозяйственными постройками, огородами, живностью, мебелью, утварью... и людьми. Называется он – "Верхняя Канадская деревня" (Upper Canadian Village). Я была там три раза. Доведется, с большим удовольствием побываю еще не раз. Небольшой металлический колокольчик не даст забыть мне об этом примечательном месте.
Здесь можно полчаса наблюдать, как распиливают бревно. Узнать, как плели веники. В каких ботинках ходили 150 лет назад и как их мастерили. "Мадам, вы же совсем голая," – это мне говорит учительница в "не настоящей" школе, указывая на глубокий вырез кофточки. "Месье, у вас грязь под ногтями. Быстро мойте уроки", - продолжает она уже мужчине напротив. Да, в старой школе мальчики сидели на лавках с одной стороны, девочки – с другой. И учительница у них была очень строгая, за малейшую провинность сурово наказывала.
"Бе-еее", - дразню я белого барашка, призывая его позировать перед камерой. А вы хотите покататься в бричке, запряженной лошадью? Побегать за важными гусями или покормить жирных карпов?
Верхняя Канадская деревня Коллекция И.Лапиной
Обратимся к истории. Верхняя Канадская деревня находится недалеко от города Морисбурга в провинции Онтарио, в часе-полутора езды от Монреаля. Это открытый исторический музей, собранный из перенесенных и восстановленных зданий. Настоящая канадская деревня, типичная для восточной Верхней Канады времен до создания Конфедерации.
Цель этого музея - воссоздание "живого монумента" образа жизни ранних поселенцев Верхней Канады. Отдадим долг создателям, благодаря которым миллионы посетителей прошлись по ее пыльным или, в зависимости от погоды, грязным улицам и увидели реальную деревню, живо и убедительно передающую облик, звуки, запахи, и даже само ощущение деревенской жизни, какой она была сто - сто пятьдесят лет назад.
Онтарио, ранее называвшееся Верхней Канадой, обязана частично своим истокам тысячам перемещенным американским беженцам - лоялистам, людям, остававшимися лояльными Британской империи (Объединенного королевства). Верхняя Канадская деревня была заложена на фермерской земле, принадлежавшей лоялистам – сержанту Луксу и рядовому Хики из Королевского нью-йоркского полка. Пять основных зданий в деревне также принадлежали когда-то лоялистам.
Деревня расположена на живописном берегу реки Св. Лаврентия. Связующая нить на протяжении большей части канадской истории, эта река постоянно напоминает о времени. Когда-то она была великим водным путем для французских и британских исследователей, миссионеров, солдат, поселенцев, купцов, торговцев мехов, которая вела их в глубь континента. Пороги замедляли навигацию в верхней части реки до тех пор, пока в XVII-XIX веках не было построено 8 каналов, позволивших обойти их.
Гигантское продление маршрута во внутреннюю часть континета предполагалось еще на рубеже XX века. Но только в 1954 году был подписан канадско-американский договор, и началась работа по совместному проекту – "Сен-Лоренс Си-Вэй" (Морской путь реки Св. Лаврентия), который должен был обеспечить навигацию по фарватеру реки глубиной более 8 метров от Монреаля к Великим озерам. Плотины предполагалось использовать также для получения гидроэнергии.
Строительство огромной дамбы около городка Корнуолл привело к созданию огромного водного резервуара, названного озером Св. Лаврентия. Это 35-мильный отрезок реки, который сейчас обеспечивает доступ кораблям в Великие озера, а также генерирует 2 млн киловатт электроэнергии. К сожалению, огромное техническое достижение потребовало затопления семи деревень в Канаде, а также трети площади городка Морисбург. Необходимо было переселить шесть с половиной тысяч людей, и предполагалось перенести 500 домов.
А ведь этот район, подлежащий затоплению, символизировал историю рождения и развития Онтарио. Это были фермерские земли, заселенные в 1784 году лоялистами. Именно на них находилась ферма Крайслера – место одной из трех решающих битв войны 1812 года. Здесь 11 ноября 1813 года небольшие британско-канадские силы разбили численно превосходящую американскую армию. С этой земли открывался также живописный и захватывающий вид на пороги Лонг-Солт – одну из природных диковинок речной системы Св. Лаврентия.
В 1955 году провинция Онтарио создала "Комиссию по разработке реки Св. Лаврентия", чтобы как-то компенсировать потерю столь важной области. Ее главной задачей было создание парковой зоны вдоль реки и, по возможности, сохранение исторического прошлого в образовательных и воспитательных целях для будущих поколений.
Так как большая часть земли на месте битвы Крайслера должна была исчезнуть под 8-ми метровым слоем воды, предложили построить мемориальный парк как можно ближе к месту битвы. И главной достопримечательностью парка "Поле битвы Крайслер" должен был стать музей-деревня.
Работая в сжатые сроки (область должна была затоплена в 1958 году), сотрудники комиссии отбирали здания, которые нужно было сохранить и переместить на новое место. Первоначально задумали создать деревню из строений, мебели, оборудования и прочих экспонатов, датируемых ранее 1867 года. Вскоре стало очевидно, что если деревне суждено представлять различные стороны жизни времен развития Верхней Канады, то более заманчиво расширить тему и, следовательно, поиск домов и экспонатов должен быть более объемным.
В результате проект стал гигантским: собрали множество строений и более мелких экспонатов в 9-ти лоялистских графствах по реке Св. Лаврентия, начиная от графства принца Эдварда на западе до границ Квебека на востоке. В тех случаях, когда требуемое здание не удавалось найти, а таким примером является сырная фабрика, его специально строили, используя старые чертежи и материалы.
Работа на месте началась в 1956 году и была завершена в основном к 1961 году. Задача была трудной и увлекательной. Воссоздать точно работающие экспонаты старых машин, забытой строительной техники, образцов ручной обработки, согласитесь, было непросто. Имитация жизни первой половины XIX века была дана на основе глубокого научного исследования и большого понимания.
Во время переноса зданий (они были разобраны, при этом проставляли номера на каждую часть) составлялись планы на бумаге, чтобы на новом месте воссоздать его в точности. Записи домовых и деловых книг детально анализировались, чтобы составить описи всех элементов быта и работ, которые существовали в то время. Потребовалось найти тысячи экспонатов, реставрировать большинство из них, чтобы положить их в дома и лавки, чтобы деревня стала живой. Наконец, архитекторы и строители, воссоздающие деревню, получили специальную подготовку по навыкам строительной практики XIX века.
С самого начала планирующие и исполнительные силы были объединены, и это принесло успех. Председателем комиссии и генеральным менеджером проекта был Джордж Чаллис, его вице-президентами - доктор Джон Карролл и Джеймс Смарт. Уроженцы этих мест, они, как никто, знали и чувствовали свой край. И, конечно, без тесных связей с тогдашним премьер-министром провинции Лесли Фростом проект не был бы поддержан политически и финансово.
В нынешней деревне 7 коммерческих и 3 промышленных здания, 11 домов, 2 церкви и школа: каждое строение отражает какую-ту часть общественной жизни региона.
Эта деревня - словно машина времени, переносящая посетителей прочь от асфальтовых дорог, автомобилей, электричества, телевидения и прочих атрибутов современной жизни. Через свои широкие ворота она ведет людей по грунтовой дороге в мир, где главной фигурой был фермер, где правила лошадь...
Нынешние жители окрестных поселков - прекрасные актеры. Каждое утро они одеваются в костюмы прошлой эпохи. Собственно, они и не актеры, а самые настоящие работники, которые проводят целый день в деревне, переносясь вместе с ней в ушедшую эпоху. Многие из них - потомки тех лоялистских поселенцев, и потому относятся к своим предкам с чувством симпатии и гордости. Они искренне рады посетителям и для них легко представить себе, что эта деревня и есть их родной дом.