Легенды и мифы в колокольчиках



Легенды о Колизее

После свержения императора Нерона в борьбе за трон победил Веспасиан из рода Флавиев. В 69 н.э. году он стал новым римским императором и, будучи человеком деятельным, сразу приступил к восстановлению города. Местом для постройки главной римской арены было выбрано дно искусственного озера, вырытого еще по приказу Нерона для украшения своей резиденции, знаменитого Domus Aurea – "Золотого Дома". Предание гласит, что римляне строительством Колизея были очень довольны, поскольку роскошный дом тирана, как впрочем, и самого Нерона, они не особо любили.

Официально новая арена именовалась амфитеатром Флавиев, амфитеатром Цезаря или просто Ареной, однако в истории закрепилось название Колизей, которое появилось гораздо позже.

Первая и самая распространенная версия связывает название с именем Нерона. По легенде, на площадке перед амфитеатром стояла 36 метровая бронзовая статуя императора, Colossus Neronis. Предполагается, что название, Колизей, произошло от слова "колосс" – "огромный, колоссальный".

Вторая гипотеза заключается в том, что слово "Колизей" происходит от Collis Iseum. Так назывался расположенный рядом с сооружением холм, где стоял храм богини Изиды.

Согласно третьей, любопытной, теории, Колизей – это искаженное colis eum, что значит "Ты ему поклоняешься?" Такой вопрос был частью ритуала сатанистов. Легенда гласит, что в эпоху позднего Ренессанса Колизей по ночам использовали для совершения языческих обрядов и ритуалов черной магии.

Колокольчик

Италия. Рим. Колизей. Коллекция Л.Францек

"Хлеба и зрелищ!" – была политика правящей части римского общества. На арене Колизея можно было увидеть бои гладиаторов, охоту на хищных зверей, привозимых из далеких стран, морские бои. Кроме того, здесь проходили конные состязания, спортивные соревнования и нечто похожее на современные концерты. За вход в Колизей плата не взималась, а перед началом бесплатно раздавали муку для выпечки хлеба.

Колизей имеет форму эллипса, длина продольной оси которого равна 188 метрам. Высота каменных стен – 48,5 метра. Наружная стена амфитеатра имеет 4 яруса: три нижних представляют собой аркады, а верхний – сплошная стена.

Колизей

Колизей

Некоторые исследователи придерживаются мнения, что образ Вальхаллы, место приюта погибших в бою воинов в германской мифологии, возник под впечатлением от Колизея. Расположенные в четыре яруса внешние аркады, согласно этой версии, показались германцам дверями. Так и возникло представление о жилище воинов с бесчисленным множеством дверей.

Четыре основных входа в Колизей позволяли совершать быстрый проход на арену, а через 80 арок всего за 10 минут можно было оказаться на пронумерованных зрительных местах.

На самых верхних рядах сидели рабы, управляющие лифтами. А ещё выше рабов располагались моряки императорского военного флота. Они управляли огромным льняным холстом, покрывавшим Колизей сверху таким образом, чтобы арена оставалась всегда открытой. Для этого была сооружена сложная конструкция, состоящая их 240 столбов, поддерживающая гигантскую материю. А поскольку моряки были отменными мастерами в управлении парусами, то именно они являлись ответственными за этот сектор. Остатки всей конструкции до сих времен видны в стенах монумента.

Под ареной находилось огромное количество помещений самого разнообразного назначения. Начиная от камер, где содержались гладиаторы, и клеток для зверей и заканчивая складами оружия. Арену можно было залить водой, чтобы гладиаторы сражались не на суше, а как бы на море. По легенде, в Колизее была такая акустика, что император мог услышать слова, произнесенные шепотом в самой дальней от императорской ложи точке арены.

Гладиаторскому искусству, в высшей степени сложному и опасному, обучали в специальных школах. В гладиаторы отдавали преступников, военнопленных и рабов. Настоящее оружие гладиаторы получали только при выходе на арену. Как правило, поединок должен был закончиться гибелью одного из бойцов. Но публика могла помиловать проигравшего, если ему удавалось вызвать ее восхищение.

Средний гладиатор начинал сражаться в 17 лет и проживал около пяти лет до гибели. Более 50 боёв мало кто переживал, три четвёрти погибали до 10 поединка.

Неподалеку от Колизея находится Арка Константина, огромная трехпролетная победная арка, возведенная в 312 году. Перед Аркой Константина расположился глубокий фонтан Meta Sudans, сооруженный Титом в конце I века н.э. По легендае сюда будто бы направлялись купаться гладиаторы.

Колизей использовали по прямому назначению в течение четырех с половиной веков, и за это время его неоднократно достраивали, частично перестраивали и ремонтировали, не меняя общей конструкции. В 248 году в Амфитеатре торжественно отпраздновали тысячелетие Рима. Последний бой гладиаторов состоялся в 404 году.

Одна из легенд гласит, что Колизей был местом мученичества первых христиан. Некоторые ученые считают этот факт недоказанным.

Колизей

Колизей

В XI–XII столетиях два знатных римских семейства оспаривали Колизей друг у друга, используя его как укрепленный замок. В начале XIV века его возвратили Церкви и поделили между религиозными орденами. Из его обломков соорудили 23 больших дома для видных аристократических семейств, шесть церквей, канцелярию Папы Римского, несколько мостов, гавань, а его мраморную облицовку использовал для работы Микеланджело.

Постепенно Амфитеатр таял, его камни разбирали, нижний ярус арок постепенно уходил под землю, на развалинах росли деревья и даже жили дикие звери.

Самый серьезный вред уникальному сооружению нанесли мирные жители столицы. В средние века они превратили его в своеобразную каменоломню, где добывали строительные материалы. Сорванные со стен мраморные плиты пережигали на известь, статуи растащили для украшения дворцов. Особенно усердствовало знатное семейство Барберини, за что и увековечено в поговорке: "То, что не успели разрушить варвары ("барбари"), растащили Барберини". Обломки античного Рима служили строительным материалом и в более позднее время.

Как памятник истории и архитектуры Арену начали воспринимать только в XVIII веке.

И с того времени Колизей постоянно реставрировали: в разные периоды укрепили сохранившиеся стены, которые грозили обрушиться, отремонтировали внутренние лестницы, достроили некоторые утраченные части, провели раскопки и обнаружили подземные помещения. В 1997 году осуществили грандиозное обследование с помощью современной лазерной и инфракрасной аппаратуры.

Колизей – общепризнанный символ итальянской столицы. Англосаксонский летописец Беда Достопочтенный еще в VII веке нашей эры написал: "Пока стоит Колизей, будет стоять Рим; когда падет Колизей, падет Рим; когда падет Рим, падет весь мир".

Лариса Францек
Июнь 2008

Фото Анны Барановой

Источники: time2travel.ru, krotov.info, archi.1001chudo.ru, 7chydessveta.com