Легенды и мифы в колокольчиках
Легенды о святом Патрике и ирландский Монреаль
17 марта – День святого Патрика, один из ярких весенних праздников в канадском Монреале. Улица Сент-Катрин в Монреале традиционно собирает на парад тысячи участников и зрителей, а после зажигательного шествия в уютном ирландском пабе вы услышите не одну легенду о святом Патрике.
Коллекция И.Лапиной
Коллекция И.Лапиной
Коллекция И.Лапиной
Ни один национальный праздник не получил такого широкого признания за пределами родины, как День святого Патрика. Маленький европейский остров дал миру самое большое количество иммигрантов. Многие из них выбрали Монреаль. Каждый ирландец с горсткой родной земли увозил с собой в эмиграцию и самый дорогой его душе праздник. Впрочем, теперь этот праздник неофициально отмечают во многих странах мира.
Листая странички интернета я удивилась, что в последние годы парад в честь св. Патрика проходит не только в Ирландии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, где живут потомки ирландских иммигрантов, но и в Хорватии, на Кипре, в Дании, Норвегии, Германии, Италии, Нидерландах, в Турции и даже в Москве! Первый ирландский парад в Москве состоялся в 1992 году.
Традиционно в мартовские дни Монреаль, еще не вырвавшийся из зимнего плена, окрашивается в зеленые цвета: зеленые флаги и шляпы, зеленые веточки, зеленые попоны на собачках, зеленые парики на парнях и девушках. На щечках малышей – зеленые трилистники. И даже пиво пьют зеленого цвета. На празднике – все, как положено: в небо летят зеленые шары, в толпу – зеленые конфеты, в золоченой карете едет Королева праздника в сопровождении свиты принцесс, маршируют духовые оркестры, которые не могут обойтись без знаменитой волынки.
Монреальский парад – один из старейших и самых больших в Северной Америке. Он проходит в Монреале с 1824 года уже 186 раз (2010 г). В первый год пребывания в Квебеке я разговорилась с одной женщиной, стоявшей рядом: "Я люблю этот праздник, хотя я и не ирландка. В этот день все люди ощущают себя братьями. Они забывают о своих религиозных разногласиях, национальной неприязни, языковых проблемах. В это день мы все – ирландцы". И как символ дружбы подарила мне значок с надписью "Сегодня я – ирландец". А какой-то мужчина, по-моему, поляк, предложил моему мужу пиво. Потом мы все вместе пошли в ирландский паб, пили ирландский кофе, щедро сдобренный ирландским ликером, и танцевали джигу.
Почему праздник носит имя святого Патрика? Расспросив любезных горожан, вы услышите не одну романтическую легенду. А впрочем, все это было на самом деле. И святой Патрик не выдумка, а реальный человек. Вот только могилы у него в Ирландии почему-то две: к ним тянутся паломники, на них всегда свежие цветы.
Дело в том, что о происхождении и жизни главного покровителя Ирландии, достоверно известно очень мало, если не сказать – практически ничего. Некоторые историки утверждают, что св. Патрик – это вообще "собирательный образ", основанный на легендах, как минимум, о двух священниках. Даты рождения и смерти вызывают споры. Многие утверждают, что св. Патрик умер в возрасте 120 лет!
По легенде, святой с помощью трехлистного клевера объяснял людям понятие Святой Троицы. "Так же, как три листа могут расти от одного стебля, так и Бог может быть един в трех лицах", – эти слова святого Патрика уже стали хрестоматийными.
Но у Дня святого Патрика есть и языческие мотивы: лепреконы, герои ирландских сказок, владеющие спрятанным в горшках золотом. Ирландские легенды гласят, что лепреконы населяли остров еще до прихода туда кельтов. Их традиционное ремесло – пошив и ремонт обуви, они носят шляпу и кожаный фартук. Поэтому их еще называют башмачниками. Если удачливый искатель сокровищ поймает лепрекона, то это существо должно рассказать ему, где спрятаны сокровища.
Впрочем, если вы вдруг поймаете башмачника, то помните, что доверять ему полностью нельзя: они очень хитрые и могут легко обмануть доверчивого искателя сокровищ. Лепреконы вошли в празднование Дня святого Патрика совсем недавно. Компаниям, которые продают открытки к празднику, требовался симпатичный нарисованный персонаж, чтобы привлечь внимание покупателей. Суровый, хотя и добрый проповедник святой Патрик не совсем подходил для этой роли.
Одна из самых красивых легенд о святом Патрике связана с изгнанием им из Ирландии всех змей. На самом деле, это не стоит воспринимать буквально. У древних кельтов был бог плодородия Сернуннос, изображавшийся в виде змеи. Патрик "запретил" "змеиного" бога, а не изгнал настоящих змей, поскольку змей в Ирландии никогда не было.
Возвращаясь в Монреаль, отметим, что здесь много достопримечательностей, памятных мест, связанных с ирландцами. Ирландских историй и легенд наберется на целую книгу. Поведаем вам две из них.
В Монреале есть особое место, где можно постоять на подлинной ирландской земле! В 1893 году Патрик Джон Рафферти привез со своей родины 200 тонн (!) земли и сбросил ее позади своего монреальского дома на улице Нотр-Дам-Ист (район Ошлага). Добряк Рафферти поделился ирландской землей с соседом Денисом Мерне. Мерне завещал похоронить его в ирландской земле. На кладбище Нотр-Дам-де-Неж его могила (лот N 316 секция Н) – это маленький клочок земли, привезенной из Ирландии.
И все же самым ирландским местом города является скромный монумент у въезда на мост Виктория. "Ирландский камень" – наиболее простой из монументов в Монреале, но и наиболее впечатляющий. Эта глыба стоит на страже останков ирландских иммигрантов, похороненных под ней и поблизости. Каждый проезжающий по улице Бридж, может остановиться и подойти к этому камню, на котором золотыми буквами написаны следующие слова:
Охраняйте от осквернения
Останки 6000 иммигрантов,
которые умерли от корабельной лихорадки
в 1847 – 48 годах
Этот камень
воздвигнут рабочими
Пето, Брасси и Беттс,
занятыми на строительстве
моста Виктория
1859 год
Это случилось неожиданно. Группа рабочих, которая рыла котлован у берега, там, где сейчас начинаются пролеты моста Виктория, наткнулась на массовые захоронения людей. Сильно разволновавшись, строители прекратили работы и вызвали управляющего. Когда, спустя несколько дней, они узнали причину столь массовых захоронений, порыв у всех был единым. Рабочие стали бережно выносить останки людей на более высокое место, недоступное для размыва речному потоку.
Каждый день из уст в уста передавались новые печальные подробности о том, как десятью годами ранее умирали в этом месте приезжающие в Монреаль иммигранты из Европы. Смахивая скупые слезы, рабочие, многие из которых тоже были иммигрантами, собрали вместе останки тысяч людей. Так возникла братская могила, и достойным памятником над ней стала громадная природная глыба, которую с большим трудом, сдирая в кровь мозолистые ладони, удалось поднять с ложа реки.
Ирина Лапина