Легенды и мифы в колокольчиках
Вербное воскресенье
Вербное воскресенье. Этот праздник имеет и второе церковное название – Вход Господень в Иерусалим. Считается одним из важнейших праздников христианства и относится к числу двунадесятых праздников.
Вербное воскресенье – это канун так называемой страстной недели, которая непосредственно примыкает к празднику Пасхи. Поэтому, как и главнейший христианский празник, не имеет твердой календарной даты.
Материалом для евангельских рассаказов о входе Иисуса Христа в Иерусалим послужили повествования Ветхого Завата об ожидаемом пришествии на землю "мессии" для спасения еврейского народа от иноземного ига. Причем по представлениям древних иудеев первых христан мессия – спаситель дважды должен являться в мир: в первый раз – мирным мессией (поэтому и прибывает в Иерусалим на мирном животном осле), во второй – появится в облаках в виде грозного воителя для сражения с сатаной и его полчищами, победив которых будет вершить свой суд («страшный суд») над грешниками и установит свое вечное царство блаженства для праведников.
Праздник «Входа Господня в Иерусалим», рассматриваемой церквью как торжественное явление долгожданной мессии, как апофеоз всей христианской истории и одновременно напоминание о крестном пути И исуса Христа «на добровольные страдания и смерть ради нашего спасения», появляется не позднее IV века. На Русь праздник приходит вместе с христианством. Вербным воскресеньем он называется потому, что в церковных обрядах этого праздника верба играет видную роль.
Пасха. Коллекция Л. Цветовой
Вербное воскресенье. Коллекция Л. Францек
Вербное воскресенье. Коллекция Л. Цветовой
По церковной версии, когда Иисус Христос въезжал в Иерусалим, ликующий народ устилал его путь одеждами и срезанными с деревьев пальмовыми ветками, которые считались символом жизни, радости, спасения. На Руси пальмы не растут и для символического христианского обряда в русском православии была выбрана верба. В наших краях она раньше других деревьев покрывалась зеленью. Поэтому еще задолго до принятия христианства в народе верба считалась священным деревом, а ее веткам, «барашкам» приписывалась магическая сила, способная охранять людей от любых напастей и излечивать от болезней, оплодотворять землю, повышать урожайность, ограждать скот от падежа.
Внешними особенностями праздника «Входа Господня в Иерусалим» является освещение верб и раздача их молящимся. Это должно было напоминать верующим об обстоятельствах прибытия Иисуса Христа в Иерусалим и вместе с тем служить символом пробуждения человека после смерти подобно пробуждающейся природе, после долгого зимнего сна. Уже в допетровской Руси празднование начиналось на Кремлевской площади пышным шествием, затем начинался общий трезвон по всей Москве. Примечательно, что торжественный крестный ход заканчивался раздачей верб.
Людмила Цветова