Легенды и мифы в колокольчиках



Вербное воскресение

Вербное воскресение. Этот праздник имеет и второе церковное название – Вход Господень в Иерусалим. Считается одним из важнейших праздников христианства и относится к числу двунадесятых праздников.

Вербное воскресение – это канун так называемой страстной недели, которая непосредственно примыкает к празднику Пасхи. Поэтому, как и главнейший христианский празник, не имеет твердой календарной даты.

Материалом для евангельских рассаказов о входе Иисуса Христа в Иерусалим послужили повествования Ветхого Завата об ожидаемом пришествии на землю "мессии" для спасения еврейского народа от иноземного ига. Причем по представлениям древних иудеев первых христан мессия – спаситель дважды должен являться в мир: в первый раз – мирным мессией (поэтому и прибывает в Иерусалим на мирном животном осле), во второй – появится в облаках в виде грозного воителя для сражения с сатаной и его полчищами, победив которых будет вершить свой суд («страшный суд») над грешниками и установит свое вечное царство блаженства для праведников.

Праздник «Входа Господня в Иерусалим», рассматриваемой церквью как торжественное явление долгожданной мессии, как апофеоз всей христианской истории и одновременно напоминание о крестном пути И исуса Христа «на добровольные страдания и смерть ради нашего спасения», появляется не позднее IV века. На Русь праздник приходит вместе с христианством. Вербным воскресением он называется потому, что в церковных обрядах этого праздника верба играет видную роль.

Колокольчик

Пасха. Коллекция Л. Цветовой

Колокольчик

Вербное воскресение. Коллекция Л. Францек

Колокольчик

Вербное воскресение. Коллекция Л. Цветовой

По церковной версии, когда Иисус Христос въезжал в Иерусалим, ликующий народ устилал его путь одеждами и срезанными с деревьев пальмовыми ветками, которые считались символом жизни, радости, спасения. На Руси пальмы не растут и для символического христианского обряда в русском православии была выбрана верба. В наших краях она раньше других деревьев покрывалась зеленью. Поэтому еще задолго до принятия христианства в народе верба считалась священным деревом, а ее веткам, «барашкам» приписывалась магическая сила, способная охранять людей от любых напастей и излечивать от болезней, оплодотворять землю, повышать урожайность, ограждать скот от падежа.

Внешними особенностями праздника «Входа Господня в Иерусалим» является освещение верб и раздача их молящимся. Это должно было напоминать верующим об обстоятельствах прибытия Иисуса Христа в Иерусалим и вместе с тем служить символом пробуждения человека после смерти подобно пробуждающейся природе, после долгого зимнего сна. Уже в допетровской Руси празднование начиналось на Кремлевской площади пышным шествием, затем начинался общий трезвон по всей Москве. Примечательно, что торжественный крестный ход заканчивался раздачей верб.

Людмила Цветова