Путешествие в Новый Свет

Канатный трамвай Сан-Франциско

Одной из достопримечательностей американского города Сан-Франциско является канатный трамвай. Канатный трамвай Сан-Франциско — единственная сохранившаяся до наших дней система канатного трамвая. Система канатного трамвая включена в национальный регистр памятников истории США.

Канатный трамвай — вид рельсового транспорта, близкий к фуникулёру. С фуникулёром канатный трамвай роднит то, что двигатель расположен вне вагона, привод осуществляется через трос от расположенного статически двигателя (в наши дни — обычно электрического, ранее использовались паровые машины). Вагон трамвая не прикреплён намертво к тросу, в отличие от фуникулёра, а закреплен при помощи специального захвата.

Такие трамваи способны преодолевать крутые подъёмы. Возможность останавливаться независимо от движения троса и других вагонов привело к тому, что в городах с холмистым рельефом они выполняли роль уличных трамваев.

Канатные трамваи были популярны в первую очередь в США на рубеже 19-20 веков. Первая успешно работающая канатная уличная железная дорога была открыта в Сан-Франциско в 1873 году, она называлась Clay Street Hill Railroad. На линии использовались вагоны, которые цеплялись к тросу с помощью специального механизма. Перевозки пассажиров по линии начались 1 сентября 1873 года. Со временем в городе функционировали 8 канатных трамвайных компаний с 600 вагонами и длиной линий в 82 километра.

Канатный трамвай – это местное изобретение. Идея пришла в голову производителю тросов по имени Эндрю Смит Хэллидай после того, как он стал свидетелем ужасной гибели лошадей, затаскивавших конку по крутому подъему на Джексон стрит. Лошади споткнулись, и тяжелый вагон стащил их вниз по склону. Вместе с инженером Уильямом Эппелшеймером Хэллидай придумал систему, приводимую в движение паровой машиной, в которой вагоны цеплялись к канату с помощью специального цепляющего рычага. Эта система являлась лучшей для крутых спусков и подъемов вплоть до 1920-1930 годов, когда появились конкуренты – автобусы, способные покорять холмы.

Колокольчик

Коллекция А.Салкуцан

В 1890-е годы наступило время электрических трамваев. Хотя они покрыли город уродливой паутиной электрических кабелей, они были гораздо дешевле и в постройке линий, и в эксплуатации. Однако решающую роль в судьбе канатных трамваев Сан-Франциско сыграло землетрясение, случившееся 18 апреля 1906 года. Оно разрушило большинство линий и трамвайных депо, в пожарах после землетрясения сгорело 117 вагонов. В процессе восстановления города многие трамвайные линии перешли с канатной тяги на электрическую.

К началу 1950-х в городе осталось всего пять линий канатного трамвая, и городские власти собирались окончательно убрать их с улиц Сан-Франциско. Тогда жители поднялись на защиту своего любимца: они создали Комитет спасения канатного трамвая. Подавляющим большинством голосов на городском референдуме было решено и подтверждено городским законом, что канатный трамвай остается.

Сейчас система канатного трамвая перевозит в основном туристов. Сегодня действуют три маршрута, покрывающих 69 городских кварталов. Две основные линии связывают главные туристские районы - Fisherman’s Wharf и Union Square.

В кирпичном здании на холме Nob Hill располагается не только машинный зал, откуда берут силу для движения вагонов подземные канаты, но и музей канатного трамвая (Cable Car Museum). Там выставлены самые первые трамваи, исторические фотографии долгих лет службы этого редкого сейчас вида транспорта и стенды, показывающие, как работает эта оригинальная система. Ну, и, конечно, интересно посмотреть на то, как крутятся большущие трудяги-колеса, которые тянут канаты – а те, в свою очередь, где-то снаружи тянут на себе трамваи с пассажирами.

С 1962 года в Сан-Франциско ежегодно проводится Конкурс на лучший трамвайный звонок. Тысячи людей собираются послушать, как машинисты и кондукторы соревнуются за право называться любимыми городскими трамвайными звонарями.

Анастасия Салкуцан

Источники:
http://sanfrancisco.russian-club.net
http://sanfranciscousa.ru/attractions/cablecars.html