Путешествие в Новый Свет

Шавиниган – природный парк Ла-Мориси, водопад с «дьявольской дырой», в гостях у бонсаев – один день в «Городе энергии»

В один из августовских дней мы отправились в Шавиниган (англ. фр. Shawinigan). Chaouinigane, Oshaouinigane, Assaouinigane, Achawénégan, Chawinigame, Shawenigane, Chaouénigane – этот небольшой квебекский город имел немало вариантов названия. А означали эти слова на языке местных индейцев обозначения места – «южная переправа», «буковая переправа», «угловая переправа», или же «вершина», «порог».

Колокольчик Шавиниган
Колокольчик «Шавиниган – город энергии». Коллекция И. Лапиной

Шавиниган расположен на реке Сен-Морис (Saint-Maurice River), что впадает в реку Святого Лаврентия у города Труа-Ривьер. От Монреаля это около 170 километров по 40-й скоростной трассе (русскоговорящим канадцам стало привычнее заменять эти два слова одним – хайвей). В городе проживает более 50 тысяч человек.

Трасса

Это был тот случай, когда посещение информационного центра нам очень помогло. Словоохотливый турагент ответил на все наши вопросы, снабдил нас детальными картами и дал дельный совет, что вначале нужно поспешить в природный парк Ла-Мориси, иначе все парковки там будут просто заполнены, и мы не сможем походить по лесным тропам. А потом уже посмотреть город. Мы так и сделали. А еще мне понравилось милое прозвище города – Шави (Shavi),

Информационный центр

В двух шагах от инфо-центра у реки было несколько воинских монументов.

Во время Второй Мировой войны окна местных электростанций были окрашены в черный цвет, чтобы не привлекать внимание в случае возможного авиационного налета со стороны Германии. 81-я артиллерийская батарея, базирующаяся в Шавинигане, была призвана на действительную службу и участвовала в сражениях на территории Бельгии. О том времени напоминает пушка.

Пушка

Монумент памяти павших горожан.

Монумент

Памятник погибшим морякам.

Памятник

На противоположном берегу реки горделиво возвышалась главная достопримечательность и символ Шавинигана – башня бывшей электростанции. Эта башня высотой 115 метров. Наверх можно подняться – в настоящее время в ней и прилегающей территории находится парк-музей «Город энергии». Мы появились там за 15 минут до закрытия. Что ж, в следующий раз нам повезет больше.

Башня бывшей электростанции

Дорога, что привела нас в национальный парк Ла-Мориси (англ. La Mauricie National Park, фр. Parc national de la Mauricie) была весьма живописна. Мы проехали через его центральную часть по круговой петляющей дороге.

Карта

Невозможно передать наше восхищение. Мы любовались чарующей панорамой, что открывалась со смотровых площадок.

Панорама

Мы наслаждались водной гладью десятка больших и малых озер, что встречались по пути.

Озеро

Припарковавшись в начале одного пешеходного маршрута, прошли 2 километра лесной тропой к «парку каскадов». Таких пешеходных маршрутов в парке множество. Одни рассчитаны на час-два, что посильно для людей в возрасте и родителей с малыми детьми. Есть 3-х и 4-х километровые дорожки. А к некоторым природным красотам нужно идти шесть часов по сложной горной тропе.

Парк оснащен картами, схемами, указателями и инструкциями для неотложных случаев. Есть места для кемпингов, площадки для пикников, пляжи, пункты проката лодок, каяков и много всего другого.

Например, в парке есть трасса для каноэ, позволяющая добраться до дюжины озер в глубине страны, соединенных множеством причалов. Это примерно 200 кемпингов (!), до которых можно доплыть только на лодке.

Трасса

Для большего комфорта и безопасности в болотистых местах тропы покрыты деревянным настилом. На крутых спусках-подъемах выстроены деревянные лестницы с надежными перилами.

Тропа

Немало мостов.

Мост

Озеро

И две мои самые любимые фотографии.

С наступлением темноты здесь можно увидеть водяного или русалку.

Мы провели в парке «Ла Мориси» больше четырех часов и вернулись в город только к обеду. Увы, те рестораны, что нам порекомендовал гид из инфо-центра, из-за ковидных ограничений в это время были закрыты.

Рестораны

Нашлось уютное кафе, где нас порадовали традиционным французским луковым супом и запеченными в сыре улитками.

Луковый суп

Блюдо

Во время обеда разговор шел о городе, его истории и о тех достопримечательностях, что еще предстояло увидеть. Хотя, признаюсь, после насыщенного времени, проведенного в парке, и вкусного обеда сил не оставалось.

Отправной точкой для моего краткого исторического экскурса послужила дата – 1651 год. Люди обитали в этих местах задолго до прихода европейских переселенцев, о чем говорят наскальные рисунки в окрестных лесах. Но современная история началась именно с этой даты. В тот год отец иезуит Бюто (Buteaux) с отрядом в 40 человек поднялся вверх по течению реки Сен-Морис и добрался до первого крупного водопада. Лично для него второй поход стал трагическим. Отважный миссионер погиб в схватке с индейцами. Но открытые им места, благодаря своему удобному географическому положению, оказались привлекательными для освоения.

Возникло небольшое поселение европейских колонистов. Первоначально рубили лес. Промышленный бум пришёлся как и по всей Канаде на вторую половину XIX и начало XX века. Именно наличие водопадов на реке, как источника энергии, привлекло внимание предпринимателей, и в 1901 году здесь построили электростанцию. Посёлок быстро разрастался, в 1902 году получил статус города. Производили алюминий, карборунд... Много чего. Жизнь кипела.

Но Великая депрессия 30-х годов на долгие десятилетия приостановила развитие города. И вновь спасла природа – лесные красоты, реки, озера, удачная близость к большим городам провинции дали толчок развитию гостиничного бизнеса и индустрии развлечений. Так, национальный природный парк Ла Мориси ежегодно посещает свыше 150 тысяч туристов.

Шавиниган произвел впечатление города, где природа побеждает, что весьма соответствует духу канадцев. Люди со временем поняли, как важно бережно и разумно пользоваться тем, чем природа щедро одарила их.

С большим трудом, не смотря на наличие навигатора, нам удалось отыскать смотровую площадку с видом на водопады Шавинигана (Les Chutes de Shawinigan).

Смотровая площадка

Первоначально перед нами предстала такая картина.

Водопад

Скалы

Дух захватило от того, на какой обрыв мы вышли. Место было не огорожено.

К счастью, к нам подошел местный охранник. Появился, как джин из бутылки. Он понял, что мы ищем смотровую площадку и провел нас к ней.

Водопад

Пороги

Весьма захватывающая картина!

То, что мы видели, было только частью порогов и водопадов на реке Сен-Морис. В этом месте вода падает с высоты 50 метров.

Но мы так и не поняли, где точно расположен знаменитый водоворот среди порогов, который прозвали «Дыра Дьявола» (Trou du Diable, Devil’s Hole). Легенда гласит, что у Тру дю Диабль нет дна, что делает невозможным спасение любого, кто в него попадет.

Охранник сказал нам, что напор воды регулируют шлюзы. И когда их открывают, вода с грохотом заполняет долину и покрывает каменные глыбы, которым усеяно русло реки. Много воды, конечно, по весне во время таяния снега. Мы же увидели молодежь, что загорала на камнях. Как мы поняли, создана специальная служба, которая наблюдает за посетителями. Место это слишком опасное.

Есть видео с этого места.

В Шавинигане несколько католических храмов. И только при написании этого очерка я узнала, что в одной церкви есть витражи знаменитого итальянского и канадского художника-витражиста Гвидо Нинкери. Только в одном Монреале 28 церквей с его витражами!

Еще одна из церквей известна тем, что ее расписывал квебекский художник Озиаз Ледюк. К сожалению, церковь была закрыта.

Церковь

Но я обрадовалась, заметив небольшую часовню с колоколом.

Часовня

Колокол

Знаменательным аккордом в нашем посещении Шавинигана стал центр «Бонсай». С некоторых пор бонсаи стали неотъемлемой частью жизни нашего семейства. Миниатюрные деревья в фарфоровых и керамических горшочках приятно «разбавляют» витрины с колокольчиками. Я ими серьезно не занимаюсь, мне хватает моих звоночков. Основная часть этой прекрасной коллекции у дочери. Это ее хобби. И я была рада сообщить ей, что в Шавинигане имеются бонсаи! Но вначале она подумала, что мы ее разыгрываем.

Бонсай

Побродить среди такой красоты очень приятно. Трудно удержаться от фотографирования – хочется запечатлеть каждый экземпляр. Спасибо, что владельцы разрешают это делать. Помимо тех растений, что на продажу, здесь немало экземпляров из личной коллекции владельца центра и его друзей. Некоторые бонсаи имели весьма приличный возраст!

Хочется еще отметить, что бонсаеводы дружелюбны. Чувствовалось, что это весьма и весьма увлеченные люди. И если бы не время, что нас поджимало, мы бы оттуда еще долго не ушли. Дочь радовалась, получив немало бесценных советов!

Растения

Я восхитилась бонсаями-толстянками, известными в народе, как «денежкино дерево». Уже почитываю, как превратить свою толстянку в бонсай!

Наконец, дочь определилась и выбрала пираканту. Дома я «пробежалась» по интернету. То, как цветет это миниатюрное дерево, привело меня в восторг! Буду ждать весны.

Бонсай пираканта (лат. Pyracantha) – колючий кустарник родом из Юго-Восточной Азии и Южной Европы. Во время цветения образуются небольшие душистые соцветия, и со временем на растении появляются яркие оранжево-красные плоды, внешне напоминающие гроздья рябины.

Любопытный факт – в честь этого растения американская писательница Сара Миклем написала фантастическое произведение, названное Firethorn («Огненный шип»), где главная героиня, питаясь ягодами пираканты, обретает особый дар.

Пока дочь консультировалась с владельцем центра и выбирала себе очередного «питомца», я была приятно удивлена. Оказалось, что бонсаи «любят» колокольчики. Восточные колокольчики и гонги соседствовали с книгами по бонсаеводству.

Колокольчик

Гонг

Этот колокольчик со стрекозами мне очень понравился. Не взяла, так как похожий уже имеется

Колокольчик «Стрекоза». Коллекция И. Лапиной. Подарок – сын привез из ботанического сада в Сан-Франциско.

Весьма своеобразный колокольчик, напоминающий сосновую шишку. Сожалею теперь, что не приобрела. Но есть надежда, что он пополнит мою коллекцию со временем – дочь намеревается опять отправиться в Шавиниган к бонсаям.

Колокольчик

В качестве заключения – видео о Шавинигане – городе на реке Сен-Морис

Сердечная благодарность моему мужу и дочери за помощь в осуществлении этого путешествия.