Новогодние и рождественские колокольчики
История о том, как ко мне прилетел ангел Бьёрна Виинблада,
или Предрождественское настроение
Скоро Рождество! И я уже сейчас знаю, что хотела бы получить в подарок. Колокольчики? Нет, тарелку... но с колокольчиками! Раскажу все по порядку, хотя, кому-то, возможно, мой рассказ покажется слишком долгим и обстоятельным. Но мне эта история дорога.
Этот колокольчик я привезла с блошиного рынка. Было последнее воскресенье сентября. Погода выдалась замечательной – 24 градуса тепла, полное безветрие. Выехав на загородную дорогу, мы обнаружили невероятное скопление машин – никогда такого прежде не бывало. Но и после поворота с основной трассы к дороге на рынок поток не уменьшился, казалось, всем срочно понадобилось что-то купить и что-то продать. Каким чудом мы припарковали машину?
Рынок оказался знатным – колокольчики попадались на каждом шагу. А когда много, то начинаешь много и забраковывать. Кое о чем я потом пожалела, но, все равно, финал был ошеломляющий – когда на одном столе мы увидели более сотни колокольчиков. Вероятно, мы были первыми, кто проявил интерес, а я свои восторги, на сей раз, скрыть не сумела, и владелец этих сокровищ предложил взять все.
Брать все не хотелось - что-то у нас уже имелось, что-то не привлекало. Но если начинаешь отбирать – тогда дороже. Впрочем, цена нас устроила, и я начала откладывать в сторону приглянувшиеся. Хозяин дал пакет, но тут же понял, что нужна коробка. Подумать только – целая коробка колокольчиков!
Моя радость передалась и ему: мы уже все сложили, когда он предложил взять еще один бесплатно, а потом совсем развеселился и водрузил на коробку еще один – колокольчик-кроху. Это напомнило мне Италию - в овощном магазине, где я обычно покупала помидоры, лук, баклажаны, картошку, - молодой тунисец всегда совал мне в пакет пучок зелени, прибавляя, что вкуса блюда, что приготовит сегодня синьора, это не испортит. Так вот, колокольчик-подарок, я не говорю о крохе, я взяла, особо не разглядывая - картинка чем-то зацепила.
На обратном пути пробка не рассосалась. Машина еле ползла. Я сидела рядом с драгоценной коробкой и не утерпела: так хотелось рассмотреть добычу. Муж с дочкой впереди о чем-то тихо переговаривались, а я потихоньку доставала свои сокровища, разворачивала газетки, в которые мы спешно упаковали моих красавцев, шуршала, звенела, очаровывалась, восклицала, восхищалась, замирала, тихо радовалась и постоянно теребила то мужа, то дочь. В ответ они улыбались, ахали, тоже звенели, временами что-то комментировали, и при этом дружелюбно подшучивали: "Как мало нужно человеку для счастья".
И вот вожделенная добыча отмыта, оттерта, начищена, отполирована до блеска, рассортирована, описана и заняла свои места на полочках. И только тот самый последний колокольчик не давал мне покоя. Мы пытались "расшифровать" его еще по дороге, но так и не получилось определить ни страну, ни картинку, ни идею. Единодушны были только в одном – колокольчик понравился всем.
Я пыталась найти что-то в интернете, потом захватили другие дела. И вот на днях, в который уж раз просматривая книгу Донны Бейкер о колокольчиках (Donna S. Baker, "More collectible bells: Classic to Contemporary"), натолкнулась на одну картинку. "О, а ведь этот колокольчик чем-то похож на тот! Да, стеклянный, форма та же, ручка-петелька…". Рядом с фотографией прочла о компании и художнике (помещаю фото книги и страницы). Ну а дальше все было просто. Если не сказать только, сколько удовольствия и радости доставило мне это открытие. Я узнала имя художника, до того мне неизвестного. И погрузилась в удивительный мир его творений.
Знакомьтесь, Бьёрн Виинблад.
Родом из Дании, художник, график, дизайнер,театральный декоратор, известный своими работами в керамике, фарфоре, серебре, бронзе, текстиле. Красочные, жизнерадостные, фантазийные рисунки Бьёрна никого не оставляли равнодушными. Его стиль неподражаем, он не зависел от колебаний моды. Работы Виинблада получили большое признание в Европе, США, Японии, Австралии и удостаивались многочисленных премий.
Бьёрн Виинблад. Фото bjornwiinblad.dk
Бьерн Виинблад родился в Копенгагене в 1919 году. Мальчик с детства проявлял свои дарования, удивляя родных и друзей оригинальными подарками на Рождество, сделанными им собственноручно из самых разных материалов. Однако, согласно семейной традиции, юноша стал наборщиком в типографии. Дед его был наборщиком, отец. Вот только работа представлялась ему унылой и рутинной. Но книги он любил и хотел их иллюстрировать. Так Бьерн поступает на факультет графики Королевской академии искусств в Копенгагене.
Вот тут в его дальнейшую судьбу вмешался, как говорят, случай. Как то раз один из друзей приглашает его в керамическую мастерскую. По воспоминаниям Виинблада, он взял в руки керамическую чашу и, неожиданно для себя, стал ее расписывать. Это оказалось для него совершенно особым переживанием, что в корне изменило взгляды. С того момента Бьерн старается работать с различным материалом: бумагой, керамикой, стеклом, деревом, тканями.
Уже на его первой выставке экспонировались керамика, живописные портреты, детские книги, написанные им самим, а также иллюстрированные им издания, например, подарочное издание сказки об Аладдине. Позже Виинблад займется плакатами, постерами, оформлением интерьеров, изготовлением гобеленов и панно - всего и не перечислить.
Многие работы получали одобрение и престижные премии. Так, однажды Виинблад обратился к своему великому соотечественнику Гансу Христиану Андерсену, проиллюстировав сказку "Свинопас". За эту работу он получил награду от Американский ассоциации библиотек. Рисунки были столь хороши, что затем их использовали в коротком одноименном анимационном фильме.
А 16-томное датское издание арабских сказок "Тысяча и одна ночь" с рисунками Виинблада?! Счастливцы те, кто имеют его в своих библиотеках.
Театр – еще одна сторона творческих приложений. Так, для театральной постановки "Сон в летнюю ночь", художник создал не только декорации, но и костюмы артистов. С декорациями Виинблада состоялись гастроли Королевского балета Дании в Нью-Йорке в "Метрополитен-опера".
Была у Виинблада задумка – проиллюстрировать оперу Моцарта "Волшебная флейта". Это стало возможным благодаря сотрудничеству со старейшей немецкой фарфоровой фабрикой "Розенталь" (Rosenthal). Сюжеты гениального произведения Моцарта художник передал в виде легких рельефных рисунков на белоснежном фарфоре. А на дне блюд и тарелок сусальным золотом написал текст либретто из бессмертной оперы.
Подчеркнем, что работа Виинблада в качестве ведущего дизайнера компании "Розенталь" оказалась долгой и весьма плодотворной. Невероятный уровень его прекрасных тонких декоративных деталей стал отличительной чертой столовой посуды "розенталь", приобретшей громадную популярность.
Еще более шумный успех имели памятные рождественские тарелки с рисунками Виинблада, которые компания стала выпускать ежегодно, начиная с 1971 года. Это яркий красочный мир, полный сказочных персонажей - Алладин, Синдбад, Шехерезада... А мифологические, библейские сюжеты! Есть коллекционеры, что гордятся, имея в коллекции все рождественские тарелки Виинблада!
Тарелка "Колокола на колокольне"
Фото danishporcelainonline.com
Фото danishporcelainonline.com
На многих работах художника можно увидеть характерных только для его работ круглолицых людей, одетых в просторные костюмы прошлых веков. Часто они изображены в окружении вьющихся виноградных лоз, цветочных гирлянд или на фоне фантастических деревьев. Цветовая палитра художника насыщенна, ярка, порой чересчур, и разнообразна, иногда она орнаментирована золотыми и серебрянными красками.
Тарелка "Ангел с колокольчиком"
Фото danishporcelainonline.com
Дизайн мастера, как это прекрасно видно на примере рождественских тарелок, строился на сочетании элементов наивного стиля с очень сложной и тщательно выполненной орнаментальной отделкой. Возможно, кому то рождественские тарелки Виинблада напомнят средневековый европейский "лубок", но в обрамлении декоративной роскоши Ренессанса. Сразу вспоминается парча, бархат, кружева, вышивка, золото и драгоценности.
А еще, судя по выбору тем, Виинблад был из тех людей, что надолго сохраняют возможность удивляться и ожидать чуда в обычной жизни, а также способны на детский восторг перед красотой и разнообразием мира, даже в его обыденных проявлениях.
Виинблад скончался в 2006 оду. Но его работы, помимо тех, что можно отыскать еще в обычных и антикварных магазинах, хранятся во многих музеях мира, среди них музей Виктории и Альберта в Лондоне, Музей современного искусства в Нью-Йорке, Национальный музей Стокгольма. Его керамические панно и гобелены украшают многие отели. Так, в 1985 году за свою прекрасную работу в отеле Нью-Йорка Виинблада назвали человеком года.
В интернете мне удалось отыскать много фотографий работ Виинблада. Мое внимание, в первую очередь, привлекли тарелки с колокольной темой: весело бежит рождественский олень, звеня колокольчиками, ему вторят колокола с колоколен...
А на моем колокольчике, теперь я разглядела, изображен ангел… с колокольчиками в руках. Я рада.
И, правда, словно ангел ко мне прилетел. Ангел по имени Бьерн Виинблад. Низкий поклон МАСТЕРУ!
Ирина Лапина