Колокольчики и народные промыслы

Городецкая роспись

Городецкая живопись, больше известная как городецкая роспись, - одно из наиболее ярких самобытных явлений в народном искусстве XIX и первой половины XX века. Еще в глубокой древности целые деревни на реке Узоле (а это нынешняя Нижегородская область) занимались производством и сбытом "щепного товара" (так называли мелкие деревянные изделия, украшаемые инкрустацией, а позже - росписью).

Городецкая роспись

Н.C. Приваловская "Весна", ЗАО фабрика "Городецкая роспись". Панно 765х400, 2012 г.
Выставка «Народные художественные промыслы: вчера, сегодня, завтра», Новый Манеж 2015 г. Фото О. Поповой

В XIX и начале XX века городецкая роспись была живописью, то есть предметом искусства, а не только ремесла. По цветовому решению и декоративности работы городецких мастеров напоминали полотна Матисса. Мастера писали чистыми насыщенными красками, свободными мазками и без предварительного рисунка. Сочетания цветов были на редкость гармоничны. Своеобразны сюжеты и приемы изображения коней, птиц, людей. Детское, чистое восприятия мира являлось основой росписи.

Колокольчик

Коллекция Н.Степановой

Колокольчик

Колокольчик-шкатулка, автор Т. Ненюхина Коллекция О.Поповой

Колокольчик

Фабрика "Городецкая роспись" Коллекция О.Поповой

Городецкая роспись

Росписью украшали крестьянские прялки, лубяные лукошки и коробки для хранения пряжи, берестяные бураки, солонки и детские стульчики. Особой известностью пользовались городецкие прялки, в большом количестве продававшиеся на Нижегородской ярмарке и расходившиеся по всей России. Своеобразием городецкой росписи является ее сюжетность. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, настенными часами, с высокими окнами, с пышными занавесками, нарядными лестницами.

Городецкая роспись

В начале XX века городецкая роспись приходит в упадок, что было связан с Первой мировой войной, т.к. многие мастера ушли на фронт.

Городецкая роспись

Коробейка для веретен ("мочесник"). Конец XIX начало XX в. Район Городца. Государсвенный Русский музей. Фото О. Поповой

Городецкая роспись возродилась в 30-е годы. В этот период начали делать расписную детскую мебель и игрушки.

Во время Второй Мировой Войны погибло много молодых художников, умерло большинство старых мастеров. С ними ушло искусство. Традиции предали забвению.

Следующее возрождение промысла произошло в 50-е годы, когда Аристарх Евстафьевич Коновалов, патриарх городецкой росписи, восстановил в конце 60-х годов промысел, основав фабрику "Городецкая роспись". Не потеряв традиционного орнамента с пышными розами, конями и птицами, фабрика освоила много новых изделий: нарядные декоративные панно, мебель, детские игрушки.

Этих городецких птиц, цветков, всадников, барышень видели посетители и ценители народного искусства на международных выставках "ЭКСПО" в Канаде, Португалии, Мексике, Германии, Франции, Испании. Работы городецких мастеров демонстрировались в Москве в Музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Санкт Петербурге и многих городах России.

Материал подготовила Лариса Францек

Источники: radilov.ru, rospis.ru, unn.runnet.ru, nnov.fio.ru.