Колокольчики и народные промыслы
Керамика Албисолы
Албисола – музей под открытым небом
Албисола (Италия, провинция Савона, Лигурия) находится на берегу Генуэзского залива и состоит из двух городов. Это Албисола Марина (Albissola Marina) и Албисола Супериоре (Albisola Superiore). Граница между ними – река Сансоббия (Sansobbia).
На берегу Генуэзского залива
Мост через реку Сансоббия, соединяющий Албисолу Супериоре и Албисолу Марину
История Албисолы начинается со 2 века до н. э. Тогда это было небольшое укрепление на холме в стороне от моря. С течением времени, к началу 15 века на побережье вырос нижний посёлок (Borgo Basso), который в 1615 году был официально выделен в город Албисола Марина. Кстати, в 1443 году здесь родился папа Юлий II, который вошел в историю как самый щедрый меценат искусства. Он был покровителем таких художников, как Рафаэль и Микеланджело.
На протяжении веков Албисола является одним из крупных центров итальянской керамики, где до сих пор в многочисленных семейных мастерских создаются неповторимые шедевры. Почти везде можно заглянуть в святую-святых производства, познакомиться с технологией работы (если не попасть в сиесту, конечно:).
Нам посчастливилось побывать в дизайн-студии Эрнан (Studio Ernan Design), которая находится в Албисоле Супериоре (Studio Ernan Design Ceramiche Artigiane di Canepa & Pacetti snc) и на фабрике керамики Джузеппе Маццотти (Fabbrica Ceramiche Giuseppe Mazzotti), основанной в 1903 году в Албисоле Марине.
В дизайн-студии Эрнан:
Изделия дизайн-студии Эрнан
Изделия дизайн-студии Эрнан
В дизайн-студии Эрнан
В дизайн-студии Эрнан
В дизайн-студии Эрнан
В дизайн-студии Эрнан
Колокольчик. Дизайн-студия Эрнан. Коллекция О. Поповой
Колокольчик. Дизайн-студия Эрнан. Коллекция О. Поповой
Колокольчик. Дизайн-студия Эрнан. Коллекция О. Поповой
На фабрике керамики Джузеппе Маццотти:
Фабрика керамики Джузеппе Маццотти
Во дворе фабрики керамики Джузеппе Маццотти
Музей керамики на фабрике Джузеппе Маццотти
Музей керамики на фабрике Джузеппе Маццотти
Изделия фабрики Джузеппе Маццотти
Изделия фабрики Джузеппе Маццотти
Колокольчик. Фабрика керамики Джузеппе Маццотти.
Коллекция О. Поповой
Как показывает история, многие керамические промыслы на протяжении своего развития, прежде, чем выработать собственный стиль, испытывают влияние различных культур, а производство то угасает, то снова развивается. Так было и с албисолской керамикой.
В Албисоле сложилось несколько стилей керамических изделий.
Наибольшее распространение получил стиль «Старинная Савона» (Antico Savona), зародившийся в 17 в. Эти изделия называют еще сине-белой керамикой (Bianco e Blu). Изготавливались они под влиянием делфтского фаянса и китайского фарфора. Для росписи характерны изображения человеческих фигур, цветов, деревьев и кустарников, домов и замков, гор и облаков, библейских и мифологических сюжетов.
Благодаря работам художника Джованни Антонио Гуидобоно (1631 – 1685) (Giovanni Antonio Guidobono), этот стиль завоевал наибольшую популярность, а изделия были востребованы не только в Италии, но и во всей Европе.
Роспись в стиле «Старинная Савона». Эрнан
Колокольчики, изготовленные
на фабрике Джузеппе Маццотти
Ваза в стиле «Старинная Савона»,
дизайн-студия Эрнан
Бело-синяя керамика в Албисоле повсюду. Воздушная прозрачная роспись, напоминающая акварель, а так же близость моря создают особую атмосферу, ощущение радости, лёгкости и свежести, желание перенестись в глубину веков и ощутить связь времен. Море как будто проникает в тёмные уголки старого города и застывает в керамике, как хрустальные брызги. Я привезла в Москву не просто керамические колокольчики, а частички моря...
Албисолу называют музеем под открытым небом, так как здесь много улиц и площадей, связанных с историей керамики. Главная старинная площадь – Поццо Гаритта (Pozzo Garitta) – находится в самом центре Албисолы Марины и является также ее культурным центром.
Площадь Поццо Гаритта в Албисоле Марине
Город украшают многочисленные керамические вывески и таблички, которыми можно любоваться бесконечно.
Площадь Поццо Гаритта в керамике
Arturo Bertagnin Ceramiche
На набережной есть Аллея художников длиною 800 м, состоящая почти из 5 миллионов плиток.
Аллея художников в Албисоле Марине
На площади Пополо (Popolo) перед муниципалитетом расположена скульптура Умберто Пьомбино (Umberto Piombino), изображающая девушку, расписывающую керамические фигурки.
Скульптура на площади Пополо в Албисоле Марине
Автор Умберто Пьомбино
Ольга Попова
Фото В. Леонова, О. Поповой
Источники:
Туристический буклет "I1 Savonese & I1 Varazzino"
Буклет фестиваля "La mia ceramica. XXI Rassegna 2000 della Ceramica Artigianale Artistica Albisola & Savona"
albissola.com, ceramica-albisola.it, ceramicheguarino.com, it.wikipedia.org
Выставка «Стили Албисолы» (Gli Stili di Albisola) в Фаэнце
В сентябре 2018 года мы побывали на фестивале керамики в Фаэнце и посетили выставку «Gli Stili di Albisola», на которой были показаны основные стили, сложившиеся в Албисоле Марине и Албисоле Супериоре с конца 16 века до настоящего времени.
На 16 столах были представлены изделия в следующих стилях (обход против часовой стрелки):
1. Турецкая керамика Изника (Ceramiche turche di Iznik).
2. Каллиграфия или восточно-натуралистический стиль (Calligrafico o Orientalizzante naturalistico).
3. Старинная Савона или бело-синяя керамика (Antico Savona o Bianco e Blu).
4. Старинная Савона полихромная (Antico Savona policromo).
5. Левантино или декор в стиле «Figorette e paesaggini» (Levantino o decoro a «Figorette e paesaggini»).
6. Птицы и зелень (Uccelli e prezzemolo).
7. Декор Бозелли (Decoro Boselli).
8. Валенте или «Figuretti e rovine» (Valente o decoro a «Figuretti e rovine»).
9. Простая желтая майолика (Maiolica povera in giallo).
10. Черные пятна (Terracotta a «Taches noires»).
11. Простая черная майолика (Maiolica povera in nero).
12. Либерти (Stile Liberty).
13. Меззаро (Mezzaro).
14. Ар-деко или стиль 1925 (Art Deco o stile 1925).
15. Футуристическая керамика (Ceramica Futurista).
16. Современная керамика.
1. Турецкая керамика Изника (Ceramiche turche di Iznik)
Стиль начал формироваться в конце 16 века под влиянием турецкой керамики города Изник.
2. Каллиграфия или восточно-натуралистический стиль (Calligrafico o Orientalizzante naturalistico)
Декор зародился в начале 17 века под влиянием китайской керамики. На изделиях можно заметить скачущих зверьков среди трав и цветов, окруженных богатым растительным орнаментом.
3. Старинная Савона или бело-синяя керамика (Antico Savona o Bianco e Blu)
Старинная Савона – самый распространенный стиль в Лигурии, изобретён династией савонских керамистов Гуидобоно (Guidobono).
4. Старинная Савона полихромная (Antico Savona policromo)
5. Левантино или декор «Figorette e paesaggini» (Levantino o decoro a «Figorette e paesaggini»)
У истоков стиля стояла савонская семья керамистов по фамилии Левантино. Декор зародился под влиянием офортов французского художника Жака Калло (1592 — 1635).
6. Птицы и зелень (Uccelli e prezzemolo)
Примерно в середине 18 века Европу захватил японский фарфор Какиэмон, росписи которого характерны летающие птицы, окруженные растительным орнаментом. Лигурийские керамисты так же украшали свои изделия птицами, а листья зелени напоминали листья петрушки.
7. Декор Боселли (Decoro Boselli)
Название стиля связано с именем савонского гончара Джакомо Боселли (Giacomo Boselli, 1744 – 1808). Вдохновившись керамикой Марселя и Страсбурга, он создал уникальный цветочный стиль.
8. Валенте или «Figuretti e rovine» (Valente o decoro a «Figuretti e rovine»)
Росписи характерны фигуры в шляпах и драпированных одеждах на фоне архитектурных руин и растений.
9. Простая желтая майолика (Maiolica povera in giallo)
Орнамент выполняется с использованием морской губки.
10. Черные пятна (Terracotta a «Taches noires»)
11. Простая черная майолика (Maiolica povera in nero)
12. Либерти (Stile Liberty)
У истоков стиля (конец 19 века) стоит фабрика керамики Николо Погги (Nicolò Poggi).
13. Меззаро (Mezzaro)
На создание орнаментов с экзотическими животными и растениями керамистов Албисолы вдохновили большие платки из набивной ткани, издревле модные сначала в Генуе, а затем во всей Лигурии.
14. Ар-деко или стиль 1925 (Art Deco o stile 1925)
Стиль пришел из Парижа в Албисолу в 20-х годах 20 века благодаря художнику и керамисту Манлио Трукко (Manlio Trucco, 1884 – 1974).
15. Футуристическая керамика (Ceramica Futurista)
В 1925 году в Париже прошла Международная выставка декоративного искусства и художественной промышленности. Выставка дала имя течению ар-деко. После посещения этой выставки керамист Туллио Маззотти (Tullio Mazzotti) создал революционный стиль – футуристическую керамику.
16. Современная керамика
В центре зала были представлены 15 блюд.
Gli Stili di Albisola
Ceramiche turche di Iznik
Ceramiche Viglietti
Calligrafico o Orientalizzante naturalistico
Ceramiche Soravia
Antico Savona o Bianco e Blu
Ceramiche Gaggero
Antico Savona policromo
Studio Ernan Design
Levantino o decoro a «Figorette e paesaggini»
Ceramiche Francesco Guarino
Uccelli e prezzemolo
Ceramiche Pierluca
Decoro Boselli
Ceramiche La Nuova Fenice
Valente o decoro a «Figuretti e rovine»
Studio Ernan Design
Maiolica povera in giallo
Ceramiche La Nuova Fenice
Terracotta a «Taches noires»
Ceramiche Marco Tortarolo
Maiolica povera in nero
Ceramiche Marco Tortarolo
Stile Liberty
Ceramiche Gaggero
Mezzaro
Ceramiche San Giorgio
Art Deco o stile 1925
Ceramiche Mazzotti
Ceramica Futurista
Ceramiche Viglietti
Фото В. Леонова, О. Поповой. Фаэнца, сентябрь 2018
https://www.facebook.com/glistilidialbisola/posts/582195838864141
https://youtu.be/OJE4PVLxxF4