Колокольчики и народные промыслы
Балхарская керамика
- Балхарская керамика и колокольчики
- Балхарская керамика на выставке «Дагестан. Страна гор и искусных мастеров»
- Балхарская керамика на выставке «Калейдоскоп коллекций»
Самые прекрасные кувшины
Делаются из обычной глины.
Так же, как прекрасный стих
Создают из слов простых.
Расул Гамзатов
«Надписи на балхарских кувшинах»
Балхарская керамика и колокольчики
Горный аул Балхар (Дагестан, Акушинский район) приютился в горной долине, окруженной скалистыми стенами. «Он расположен на скате ступенчатой каменной грудой плоскокрышных жилищ, кое где прорезанных узкими и кривыми улицами. Но присмотревшись внимательнее к массе развернувшихся перед вами построек, вы различите в ней, в разных местах, не менее 25—30 разбросанных куполообразных сооружений, напоминающих купола шиитских мечетей Дербента. Это именно то, чем, собственно, глубоко интересен и своеобразен Балхар. Каждый купол – это чара – печь для обжига гончарных изделий», – Е.М. Шиллинг.
Балхарскую керамику я впервые увидела в 2012 году на выставке-ярмарке «Ладья. Весенняя фантазия - 2012» и сразу влюбилась в нее. Привлекли внешняя сдержанность, выразительная роспись, элегантность. В характере почувствовались благородство, глубина, доброта, загадка... Она взволновала. Как люди, когда за внешней скромностью и сдержанностью кроется глубокий и богатый внутренний мир.
Балхарская керамика. «Ладья. Весенняя фантазия – 2012»
Балхарская керамика. «Ладья. Весенняя фантазия – 2012»
В этом же году (с 12 по 30 января 2012 г.) я побывала в Центральном доме художника (ЦДХ) на выставке «Современная традиционная керамика», на которой представлялись и балхарские изделия.
Балхарская керамика на выставке «Современная традиционная керамика», ЦДХ, 2012 г.
Работы можно было приобрести. Колокольчиков среди них не было. Я не удержалась и купила фигурку балхарской женщины с кувшином для воды.
Я мечтала о колокольчиках из Балхара, каждый раз заказывая на Ладье, но они не появлялись. И вот в 2016 году благодаря коллеге мечта сбылась! Во время поездки в Махачкалу она заказала колокольчики в ООО «Балхарская керамика». Не зря говорят, что обещанного три года ждут!:) Теперь колокольчики входят в ассортимент предприятия – колокольчик «Балхарский» БКИ 0041! Вот они:
Колокольчики. ООО «Балхарская керамика»
Традиционное искусство дагестанских народов исследовал ученый-кавказовед Евгений Михайлович Шиллинг (1892-1953). Десятки раз раз он отправлялся в научные командировки и экспедиции в районы Кавказа. При содействии Натальи Степановой у меня появилась книга «Балхар: Женские художественные промыслы дагестанского аула Балхар», изданная в Пятигорске в 1936 году. В 1935 году автор записал рассказ столетнего старика о происхождении промысла.
«Между Цудахаром и Балхаром жил Калкучи, он научил балхарцев делать из глины посуду. Он был здешний, находился наверху, на пастбищах. Там тогда был лес. Калкучи зажег костер. На кострище земля – глина – глина оказалась красной и твердой. После этого Калкучи попробовал из глины делать посуду и обжигать ее на огне, научив этому делу женщин. Ни один мужчина, по обычаю, не имел права принимать участия в производстве. Даже случайное нарушение этого запрета считалось стыдом, а в некоторых случаях провинившийся штрафовался угощением за свой счет шестерых человек из того дома, где он поступил вопреки адату. „Я,— говорил мне бывший кадий, — в детстве видел в Балхаре посуду с толстыми неровными стенками, сделанными без помощи «жюлла» (т.е. без гончарного круга), а когда был молодым (значит, примерно, 70—80 лет тому назад) помню на балхарском кладбище могилу Калкучи, на ней был тогда памятник — каменная плита, поставленная, как обычно стояком, но цифр я там не видел“».
Мужчины развозили керамику по селам Дагестана, погрузив изделия на лошадей или ослов. Женщин отпускать в далекий путь по горам было опасно. Современные гончары – и мужчины, и женщины.
У Расула Гамзатова в книге «Мой Дагестан» есть притча о балхарских гончарах, об их горшках и о негодных покупателях.
Балхарские гончары, уложив свои изделия в большие корзины, а корзины навьючив на ослов и мулов, отправились в город сбывать товар. По дороге им попались озорные парни из ближнего аула.
— Далеко ли отправились, горшечники?
— Продавать горшки.
— Какова цена?
— Маленькие по двугривенному, большие по пятаку.
— Почему так?
— Потому что маленькие делать труднее, чем большие. Озорники купили у балхарцев все их горшки.
— Останетесь довольны нашим товаром, — говорили гончары, прощаясь и поворачивая мулов, чтобы ехать обратно. — Товар наш сделан на совесть. И до ваших внуков доживут наши горшки.
Поднявшись на гору, горшечники расположились отдохнуть. Они оглядывали с высоты горную дорогу и вдруг заинтересовались, чем это занимаются там вдали парни, скупившие их звонкий и красивый товар. А парни расставили горшки по краю пропасти и, отойдя на двадцать шагов, кидают в горшки камни. Очевидно, у них шло соревнование, кто больше разобьет.
Балхарская керамика
Музей филимоновской игрушки. Одоев, 2015 г.
Горшки звонко лопались, а черепки сыпались в пропасть. Все это доставляло парням удовольствие.
Горшечники, как по команде, вскочили на ноги и, обнажив кинжалы, бросились к хулиганам.
Балхарская керамика
«Современная традиционная керамика», ЦДХ, 2012 г.
— Что вы делаете, негодные люди! — закричали они. — Мы продали вам лучшие наши горшки, а вы... Где ваша совесть?
— Почему вы сердитесь, — недоуменно спросили парни, — вы продали нам свой товар, мы вам хорошо заплатили, горшки теперь наши, какое вам теперь дело, на что мы их употребили? Хотим — будем бить, хотим — повезем домой, хотим — просто оставим на дороге.
— Но эти горшки нам не чужие. Много труда мы вложили в глину, прежде чем она стала красивым горшком, чтобы им любовались люди. Мы думали, что наши изделия принесут людям радость, что они украсят чью-нибудь жизнь. Продавая их вам, мы надеялись, что вы из одного горшка будете угощать гостя бузой, а в другом будете держать родниковую воду, а в некоторых будут расти прекрасные цветы. Вы же, бесчестные люди, все превратили в черепки, весь наш труд, все наше старание, все наши мечты вы побили камнями на краю пропасти. Вы кидали камни в наши изделия точно так же, как неразумные дети кидают камни в певчих прекрасных птиц.
Горшечники решительно отобрали у парней то, что те не успели разбить, и возвратились домой.
Обиду горшечников поймет каждый, кто сам трудился, вкладывая в свой труд душу, и кто любовался результатами своего труда.
Балхарская керамика. «Жар-птица 2016», Сокольники
Вокруг Балхара залегает несколько видов глин. Для изготовления посуды используется ручной гончарный круг, форма не вытягивается на вращающемся круге, а наращивается с помощью глиняных жгутов и разравнивается. После сушки изделия расписываются белой и желтой глиной (желтая после обжига становится красной). Каменная печь для обжига – «чара» – состоит из двух этажей. На первом расположена топка, а на втором – камера для изделий.
Балхарские мастера изготавливают как посуду, так и игрушки.
В книге Шиллинга приведены формы балхарских сосудов:
Формы сосудов
А вот некоторые фотографии из моих архивов, где есть балхарские сосуды:
Балхарская керамика. «Ладья. Весенняя фантазия – 2012»
Он голову задрал, взяв руки под бока,
И все же на тебя не смотрит свысока!
Расул Гамзатов
«Надписи на балхарских кувшинах»
Балхарский кувшин. «Ладья. Весенняя фантазия – 2012»
«Современная традиционная керамика», ЦДХ, 2012 г.
Кумган (къюнари). «Современная традиционная керамика», ЦДХ, 2012 г.
Кувшин-водолей
Дагестан, Акушинский р-н, село Балхар, 1960, глина задымленная, роспись ангобами, лощение, ГМЗ «Царицыно», 2017 г.
Кувшин-къунари, Х.Ш.Шаммадаева (1924 -) Дагестан, Акушинский р-н, село Балхар, 1960-е годы, керамика, роспись ангобами, задымление, ГМЗ «Царицыно», 2017 г.
Кувшин без носика, Х.Ш.Шаммадаева (1924 -) Дагестан, Акушинский р-н, село Балхар, 1960-е годы, керамика, лепка, роспись ангобами, ГМЗ «Царицыно», 2017 г.
ГМЗ «Царицыно», 2016 г.
Игрушки:
В Музее филимоновской игрушки. Одоев, 2015 г.
В Музее филимоновской игрушки. Одоев, 2015 г.
В Музее филимоновской игрушки. Одоев, 2015 г.
В Музее филимоновской игрушки. Одоев, 2015 г.
В Музее филимоновской игрушки. Одоев, 2015 г.
В Музее филимоновской игрушки. Одоев, 2015 г.
Балхарская керамика в ГМЗ «Царицыно», 2017 г.
Балхарская керамика в ГМЗ «Царицыно», 2017 г.
Балхарская керамика в ГМЗ «Царицыно», 2017 г.
Балхарская керамика в ГМЗ «Царицыно», 2017 г.
«Ладья. Весенняя фантазия – 2012»
«Ладья. Весенняя фантазия – 2012»
Светильники (чиракъ) Кувшин (къутхъа).
«Современная традиционная керамика», ЦДХ, 2012 г.
Балхарская глиняная игрушка. Выставка «Интурмаркет – 2020», Москва. Автор Фатима Гаммадова
Балхарская глиняная игрушка. Автор Фатима Гаммадова
В 2015 году вышел большой красочный альбом «Балхар – аул гончаров». Авторы Ж.К. Ибрагимова, С.А. Ниналалов, Б.Б. Сулейманов
«Балхар – аул гончаров»
На зимней Ладье-2017 внимание привлекли фигурки балхарских бабушек. Они не были колокольчиками, но мастер разрешил прикрепить к выбранной фигурке язычок. Так в моей коллекции появился еще один балхарский колокольчик. Автор – Магият Даудова.
Балхарская керамика. «Ладья. Зимняя сказка – 2017»
Автор Магият Даудова, Балхар
Автор Магият Даудова, Балхар
Колокольчик в очередной раз увлек в удивительное путешествие, познакомил с многообразием народных промыслов Дагестана, открыл для меня волнующую поэзию Расула Гамзатова.
В Балхаре я не была, поэтому буду рада сообщениям очевидцев о неточностях.
Попова Ольга
Фото О. Поповой, В. Леонова
Петрова Н.Ю. Гончарное производство жителей села Балхар в Дагестане. Государственный
Исторический музей
Шиллинг Е.М. Балхар: Женские художественные промыслы дагестанского аула Балхар. –
Пятигорск: Сев.-Кавказ. краев. гос. изд-во, 1936.
Балхарская керамика на выставке «Дагестан. Страна гор и искусных мастеров»
Аул Балхар. Мастерица-керамист Умалаева Зубайдат Абакаровна за работой. Материалы из архива С. Тартаковского. 1970-е – 1980-е гг.
Композиция «Свадьба». Курбанова Х. 1970-е гг.
Композиция «По горным тропам». Умалаева З.А. 1970-е гг.
Композиция «На мельницу». Умалаева З.А. 1970-е гг.
Игрушка балхарская «Лошадка». 1960-е – первая половина 1970-х гг.
Композиция «Обед чабанов». Умалаева З.А. 1970-е гг.
Дагестанская АССР, Акушинский район, аул Балхар
Глина, ангоб, лепка, роспись ангобом
Композиция «Свадьба». Курбанова Х. 1970-е гг.
Композиция «По горным тропам». Умалаева З.А. 1970-е гг.
Композиция «Обед чабанов». Умалаева З.А. 1970-е гг.
Композиция «На мельницу». Умалаева З.А. 1970-е гг.
Игрушка балхарская «Лошадка». 1960-е – первая половина 1970-х гг.
Аул Балхар. Мастерица-керамист за работой. Материалы из архива С. Тартаковского. 1970-е – 1980-е гг.
Игрушка балхарская «Зверек с птичкой». 1960-е – первая половина 1970-х гг.
Игрушка балхарская. Антропоморфная фигура. 1960-е – первая половина 1970-х гг.
Композиция «Балхарки за работой». Умалаева З.А. 1977 г.
Композиция «На базаре». Умалаева З.А. 1979 г.
Игрушка балхарская «Волк». 1960-е – первая половина 1970-х гг.
Игрушка балхарская. Антропоморфная фигура. 1960-е – первая половина 1970-х гг.
Дагестанская АССР, Акушинский район, аул Балхар
Глина, ангоб, лепка, роспись ангобом
Композиция «Балхарки за работой». Умалаева З.А. 1977 г.
Композиция «На базаре». Умалаева З.А. 1979 г.
Аул Балхар. Мастерицы-керамисты за работой
Аул Балхар. Мастер-гончар Газимагомедов Абакар Кадырович у глинобитной печи
Материалы из архива С. Тартаковского. 1970-е – 1980-е гг.
Кувшин. 1950-е гг.
Сосуд «Кавки». Османова П. 1970-е гг.
Кувшин. Омалева К.А. 1970-е гг.
Дагестанская АССР, Акушинский район, аул Балхар
Глина, ангоб, техника гончарная, роспись ангобом
Кувшин. 1970-е гг.
Сосуд с двумя ручками. 1980-е гг.
Кувшин. 1950-е гг.
Дагестанская АССР, Акушинский район, аул Балхар
Глина, ангоб, техника гончарная, роспись ангобом
Кувшин. 1950-е гг.
Кувшин. Омалева К.А. 1970-е гг.
Аул Балхар. Жители аула. Материалы из архива С. Тартаковского. 1970-е – 1980-е гг.
Аул Балхар. Мастера-керамисты у глинобитной печи. Материалы из архива С. Тартаковского. 1970-е – 1980-е гг.
Фото В. Леонова, О. Поповой
Всероссийский музей декоративного искусства
Москва, 24.12.2021
Балхарская керамика на выставке «Калейдоскоп коллекций. Раритеты музейного собрания»
Фото В. Леонова, О. Поповой
Музей современной истории России
Москва, 29.10.2022
Испикская керамика
Исследователи называют испикскую керамику таинственной и не приходят к единому мнению о ее происхождении. Одни утверждают, что родина керамики село Испик, другие сомневаются в этом.
Подробнее