Колокольчики и народные промыслы

Берестяной промысел

«Во поле Березка стояла…»

Берестяной промысел нельзя назвать исконно русским: бересту для изготовления различных изделий использовали все народы, на земле которых росла красавица береза. Но именно русский мастер одухотворил это ремесло настолько, что берестяные изделия превратились в подлинные произведения искусства. Возможно, благодаря тому, что белая береза - это самое любимое и необыкновенно красивое дерево, символизирующее Россию. На святой праздник Троицы избы украшали березовыми ветками с пахучей молодой листвой, а на лесной опушке украшали березку разноцветными лентами.

Береста

Березовая береста или березовая кора привлекает своей теплотой и бархатистостью. Она пластична, бактерицидна и водостойка. Поэтому из неё делают удобную обувь, плетут нужные для хозяйства вещи – корзины и короба. А в берестяных туесах хранили мед и ягоду, сметану и масло. А еще из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти. Их расписывали яркими и веселыми красками: рисовали цветы и ягоды, зеленые веточки и сказочных птиц. Порой руки мастеров рождали настоящие шедевры с красивым узором, красочным орнаментом.

Берестяные грамоты, дошедшие до нас, и являющиеся древнейшими памятниками славянской культуры, подтверждают высокое качество этого материала.

Береста

Плетение из бересты считается исконно русским промыслом. Особенно широко оно было распространено в Вологодской, Новгородской и Архангельской областях, причем в каждой области сложились самобытные традиции плетения и способы художественного оформления берестяных изделий – тиснение, роспись, резьба, выскабливание.

Плетеные изделия из бересты выполняются в технике прямого или косого плетения. Выбор того или иного способа зависит от формы будущего шедевра. Обычно плетеную из бересты вещь дополнительно не украшают, т.к. красоту создает бархатная фактура бересты, разнообразие природного материала. Оказывается, что и цвет бересты имеет значение: если изделия светло-желтого оттенка, то это значит, что использовалась весенняя береста, а если темного или коричневого, то – осенняя кора. В прошлом в основном плели солоницы (сосуд для необходимого продукта) и крупные емкости для хранения муки, круп. Сейчас можно встретить и корзинки, и шкатулки, и даже колокольчики.

Колокольчик

Автор Е. Сумарокова.
Коллекция Ю.Чуриловой

Колокольчик

Автор Е. Сумарокова.
Коллекция Ю.Чуриловой

Колокольчик

Автор Е. Сумарокова.
Коллекция Ю.Чуриловой

Говоря о тиснении по бересте, подразумевают древний способ украшения берестяных изделий. С помощью этой техники вещь из бересты становится особенно нарядной. Узор на изделиях выдавливают специальными штампиками. Язык геометрического и растительного орнамента отражает представления людей о жизни, окружающем их мире.

Расписная береста – один из интересных и самобытных видов народного творчества. Чаще всего композиция росписи зависела от формы изделия. Поверхность берестяного изделия окрашивали в яркий оттенок желтого, оранжевого, а крышку будущей шкатулки или туеса выделяли контрастным цветом – голубым, темно-красным. Швы на изделии обрамляли растительным мотивом, а на передней стороне чаще всего изображали цветы или птиц, а также сцены крестьянской жизни – чаепитие, охота, ткачество.

Береста

Первые известные сведения о технике резьбы по бересте относятся к XVIII столетию. Для этого мастера необходимы нож, шило и игла. Сначала вырисовывается контур рисунка, который затем вырезается острым ножом. Резьба и тиснение по бересте иногда сочетались с канфарением. Ударяя молотком по канфарнику (чекан в виде трубочки), мастер «выбирает» фон предмета и получает зернистую поверхность.

Многие сувенирные колокольчики выполнены в технике однослойной резьбы, поэтому они такие легкие, ажурные и хрупкие.

Колокольчик

Авторы Гурины.
Коллекция Ю.Чуриловой

Колокольчик

Авторы Гурины.
Коллекция Ю.Чуриловой

И сегодня интерес к древнему народному промыслу, к искусству наших предков не угас. Мы восхищаемся талантом мастеров, подаривших нам красоту. И совсем не важно, что сделано это не из злата-серебра, не из драгоценных камней, а из обычной, скромной, но и волшебной бересты.

Юлия Чурилова

Источники:
Махнюк Владимир. Береста. Техника. Приемы. Изделия: АСТ-Пресс, 2008 г.
Алексей Клиентов. Народные промыслы. М:Белый Город, 45с.