Колокольчики и народные промыслы
Колокольчики в традициях чернышенской игрушки
Колокольчики «Кукла» и «Кормилка» выполнены Н.Н. Фроловой, но уже в традициях чернышенской игрушки (см. «Колокольчики в традициях плешковской глиняной игрушки»), названной в честь деревни Чернышено Орловской области .
«Кукла» и «Кормилка». Автор Н. Фролова
Коллекция Ю. Чуриловой
Эти колокольчики по сравнению с колокольчиками, выполненными в плешковской традиции, сильно отличаются. Фигура женщин более статная, наряд более красочный, нарядный, четко проявлены особенности женских изгибов тела. Да и звучат они по иному, звонким, чистым, мелодичным звоном. А все потому, что и вылеплены из разной глины.
Н. Фролова. Чернышенская игрушка на выставке-ярмарке "Русь мастеровая", Москва, 2009 г. Фото В. Леонова.
Н. Фролова. Чернышенская игрушка на выставке-ярмарке "Русь мастеровая", Москва, 2009 г. Фото В. Леонова.
Для чернышенской куклы характерна высокая грудь, такая барышня олицетворяла богиню плодородия. Предполагают, что изначально функция такой куклы была вовсе не игровая, а культовая. Роспись костюма выполнена, как и в старину, анилиновыми красками. Если плешковская игрушка расписана цветными пятнышками, то в росписи чернышенской кормилки обязательно присутствует элемент кукушечьей росписи, а кукушка – это птица, связанная с небесным божеством. А все потому, что кукушка предвещала судьбу человека, отождествлялась с весной. В этих местах проводились и весенние обряды в честь этой птицы, и только весной устраивались ярмарки, на которых было возможным приобретение таких игрушек.
Колокольчики в традициях чернышенской игрушки. Автор Н. Фролова. Коллекция О. Поповой
Монашка – один из образцов чернышенской глиняной игрушки. Такие фигурки пользовались большим спросом на ярмарках, они стоили дешевле других, мужчины покупали их и использовали как рюмки.
Чернышенская игрушка на фестивале "Русское поле" в Царицыне, Москва, 2017 г. Фото В. Леонова.
Примеры плешковской и чернышенской игрушек, к сожалению, сейчас можно увидеть лишь в музеях, но я безгранично рада, что есть мастера, старающиеся возродить промысел, раскрыть культуру и традицию наших предков. Пусть сегодняшние мастера-игрушечники и не живут в деревнях, и обжигают свои работы в современных печах, и форма их игрушек не так архаична и примитивна как прежде, и выглядят они более аккуратно и нарядно, но ведь и роль игрушки с годами изменилась – сейчас это больше декоративное украшение или коллекционная вещь. Мои колокольчики, выполненные в традициях орловских глиняных игрушек, сохраняют традиционный образ изделий, передают близость человека с природой.
Барыня. 1930-е гг., д. Чернышино, Орловская обл. Музей игрушки, Сергиев Посад.
Фото В. Леонова, 2017 г.
Юлия Чурилова
Источники:
Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. – «Искусство».: Ленинградское отделение, 1975. – 148 с., ил.
Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. – 192 с., ил.
http://www.oreltoys.narod.ru/
http://www.nkj.ru/archive/articles/3391/
http://rodonews.ru/news_1351877988.html
http://orel-promisly.ru/