Колокольчики и народные промыслы

Керамика Коимбры

«Самая аристократичная из всех видов традиционной португальской росписи делается в Коимбре. Изображения животных и растений, затейливый орнамент, причудливые формы, сдержанная цветовая гамма – все это отличительные черты элегантной коимбрской керамики».
Из какой-то рекламы

О колокольчиках из португальской Коимбры я мечтала давно. Планируя наше предстоящее путешествие, я включила этот университетский город в свой список. Однако в последний момент мы изменили свой маршрут. И, увы, Коимбру оставили на следующий раз. Получится ли?

Оказавшись в Португалии, я с надеждой заглядывала в сувенирные и магазины с арт-керамикой. Но кроме дюжины металлических петушков не видела ничего более достойного.

И вот в последний день в Лиссабоне, поздним вечером, когда уже закрывались все магазины, на одной из центральных улиц я увидела, наконец, витрины с настоящей керамикой!

Неописуемый восторг! Сходу отобрала шесть колокольчиков, но пришлось остановиться на трех. И спасибо моей дорогой дочери, она подарила мне еще один!

Колокольчик. Керамика Коимбры
Колокольчик «Керамика Коимбры». Роспись в стиле XVII в.
Коллекция Ирины Лапиной. Подарок дочери

Текст внутри колокольчика
Текст внутри колокольчика

Колокольчик. Керамика Коимбры
Колокольчик «Керамика Коимбры». Роспись в стиле XVII в.
Коллекция Ирины Лапиной

Текст внутри колокольчика
Текст внутри колокольчика

Колокольчик. Керамика Коимбры
Колокольчик «Керамика Коимбры». Gamelarte. Роспись в стиле XVII в.
Коллекция Ирины Лапиной

Текст внутри колокольчика
Текст внутри колокольчика

Колокольчик. Керамика Коимбры
Колокольчик «Керамика Коимбры». Gamelarte
Коллекция Ирины Лапиной

Текст внутри колокольчика
Текст внутри колокольчика

Колокольчик. Керамика Коимбры
Колокольчик «Керамика Коимбры». Rui. Роспись в стиле XV в.
Коллекция Ольги Поповой

Колокольчик. Керамика Коимбры
Колокольчик «Керамика Коимбры». Gamelarte. Роспись в стиле XVII в.
Коллекция Ольги Поповой

Продавщица радовалась вместе со мной. Я получила разрешение фотографировать в магазине все! И видно, от радости, я забыла сфотографировать и витрину магазина, и взять визитку с адресом. Помню только, что расписывали мои колокольчики два мастера.

Помимо керамики из Коимбры, здесь было немало изделий с других керамических фабрик. Колокольчиков там не встретила и особо вникать не было времени. Но фотографии на всякий случай сделала.

Немного истории. Город Коимбра на севере Португалии известен, прежде всего, своим старейшим в стране университетом. А еще, здесь производят, пожалуй, самую изящную посуду в Португалии.

Кто хоть раз видел посуду с традиционными узорами региона Коимбра, никогда не спутает ее с какой-то другой керамикой. Манера росписи коимбрской посуды неповторима, мастера украшают свои изделия в стиле XVII века. Мода на такую посуду появилась в то время, когда в Европу пришел китайский фарфор, имевший диковинные узоры и сюжеты.

Керамика Коимбры

Каждое изделие коимбрских мастеров – это невероятное количество деталей, персонажей и цветов. Посуда расписывается вручную, часто требуется до четырех часов, чтобы украсить одну чашечку или тарелочку.

Керамика Коимбры

На самом деле, первые керамические мастерские появились здесь уже в XIV веке и именно тогда возникла традиция использовать кобальтовую голубизну в монохромных тонах, в цветном варианте – зеленый, желтый и охру.

Керамика Коимбры

Возникновению промысла способствовали определенные условия. Долина реки Мондего (Mondego) изобиловала хорошей глиной, и первые мастерские появились у реки в квартале «Bota Baixo». Главные фабрики этого периода назывались «Rua dos Oleiros», «Rua da Louça» and «Largo das Olarias». Эти названия до сих пор остались на карте города.

Близость реки помогла не только обеспечивать мастеров сырым материалом, но и способствовала хорошей транспортировке изделий к порту Фигуэйра да Фоц (Figueira da Foz), из которого они отправлялись уже в разные места.

И еще. Сюда пришли мастера из соседней Испании. Их называли «малегуэйрош», поскольку они были уроженцами Малаги. Эти первые художники принесли с собой навыки ремесла и технику росписи.

Однако быть керамистом в то время мог быть не каждый. Требовалось пройти теоретический экзамен и преуспеть в практическом тесте. После чего выдавалось специальное письмо, которое давало владельцу привилегию производить и продавать керамические изделия в Коимбре.

Расцвет коимбрской керамики пришелся на XVII век. Сертифицированные, как бы мы сейчас сказали, мастера быстро добились успеха и приобрели знатные титулы. За качеством продукции строго следили специальные службы «judges of the Office».

Альбом «Керамика Коимбры». 21 фотография:

Выделялось несколько семей, такие как Costa Brioso, Paiva, Vandelli and Oliveira. Особо нужно отметить Доменико Ванделли, основателя фабрики Россио в Санта-Кларе. Посуда, изготовленная им в 1784 году, имела ошеломляющий успех.

В 1886 году в Коимбре работали 11 керамических фабрик, но после наполеоновских войн и имея серьезных конкурентов в Англии, тот же Веджвуд, производство стало уменьшаться. И в конце XIX и начале XX века наступил упадок.

Пытаясь реанимировать производство, в XX веке была проведена механизация, особенно на фабрике Эстако (ESTACO factory), на которой работало более тысячи мастеров и был филиал в Мозамбике. Но возникшие финансовые проблемы в 2001 году привели к банкротству.

Сегодня огромный индустриальный парк Педруха, площадью более 60 тысяч квадратных метров, представляет собой разрушенные здания с упавшими трубами, проломленными стенами и разбитыми окнами.

Городские власти в настоящее время пытаются возродить промысел.

А прекрасные изделия керамики Коимбры XVI, XVII, XVIII веков являются украшением многих музеев и частных коллекций.

Я счастлива, что в моей коллекции появились колокольчики из Коимбры и благодарна дочери за подарок.

Ирина Лапина, Монреаль, 2022
Фотографии Ирины Лапиной, Лиссабон, сентябрь 2022

Комментарии