Колокольчики и народные промыслы
Городецкая роспись
Городецкая живопись, больше известная как городецкая роспись, - одно из наиболее ярких самобытных явлений в народном искусстве XIX и первой половины XX века. Еще в глубокой древности целые деревни на реке Узоле (а это нынешняя Нижегородская область) занимались производством и сбытом "щепного товара" (так называли мелкие деревянные изделия, украшаемые инкрустацией, а позже - росписью).
Н.C. Приваловская "Весна", ЗАО фабрика "Городецкая роспись". Панно 765х400, 2012 г.
Выставка «Народные художественные промыслы: вчера, сегодня, завтра», Новый Манеж 2015 г. Фото О. Поповой
В XIX и начале XX века городецкая роспись была живописью, то есть предметом искусства, а не только ремесла. По цветовому решению и декоративности работы городецких мастеров напоминали полотна Матисса. Мастера писали чистыми насыщенными красками, свободными мазками и без предварительного рисунка. Сочетания цветов были на редкость гармоничны. Своеобразны сюжеты и приемы изображения коней, птиц, людей. Детское, чистое восприятия мира являлось основой росписи.
Коллекция Н.Степановой
Колокольчик-шкатулка, автор Т. Ненюхина Коллекция О.Поповой
Фабрика "Городецкая роспись" Коллекция О.Поповой
Росписью украшали крестьянские прялки, лубяные лукошки и коробки для хранения пряжи, берестяные бураки, солонки и детские стульчики. Особой известностью пользовались городецкие прялки, в большом количестве продававшиеся на Нижегородской ярмарке и расходившиеся по всей России. Своеобразием городецкой росписи является ее сюжетность. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, настенными часами, с высокими окнами, с пышными занавесками, нарядными лестницами.
В начале XX века городецкая роспись приходит в упадок, что было связан с Первой мировой войной, т.к. многие мастера ушли на фронт.
Коробейка для веретен ("мочесник"). Конец XIX начало XX в. Район Городца. Государсвенный Русский музей. Фото О. Поповой
Городецкая роспись возродилась в 30-е годы. В этот период начали делать расписную детскую мебель и игрушки.
Во время Второй Мировой Войны погибло много молодых художников, умерло большинство старых мастеров. С ними ушло искусство. Традиции предали забвению.
Следующее возрождение промысла произошло в 50-е годы, когда Аристарх Евстафьевич Коновалов, патриарх городецкой росписи, восстановил в конце 60-х годов промысел, основав фабрику "Городецкая роспись". Не потеряв традиционного орнамента с пышными розами, конями и птицами, фабрика освоила много новых изделий: нарядные декоративные панно, мебель, детские игрушки.
Этих городецких птиц, цветков, всадников, барышень видели посетители и ценители народного искусства на международных выставках "ЭКСПО" в Канаде, Португалии, Мексике, Германии, Франции, Испании. Работы городецких мастеров демонстрировались в Москве в Музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Санкт Петербурге и многих городах России.
Материал подготовила Лариса Францек
Источники: radilov.ru, rospis.ru, unn.runnet.ru, nnov.fio.ru.