Колокольчики и народные промыслы
Харовская роспись
Стоит у меня на столе колокольчик… деревянный, небольшой, но зато какой яркий, и розы словно расцветают на нем от красочных, сочных мазков. А все благодаря умению мастера, который простыми, на первый взгляд, художественными средствами сделал изображение выразительным, и всего тремя красками придал ему яркость. Поэтому и называется это искусство народным и традиционным, ведь современные художники унаследовали от своих предков мастерство живописи, сохраняя характерные черты, особенности колорита, орнамента, сюжета.
Роспись по дереву, в частности и харовская – одна из страниц русского крестьянского искусства. Промысел этот давний, ярко процветающий в конце XIX – нач. XX веков в городе Харовск, Вологодской области.
В этом городе, и близ лежащих деревнях применяли данный вид росписи на предметах быта, чаще всего на шкафах, перегородках, сундуках, прялках, реже встречается и на полу. Изучения и исследования Харовской росписи указывают на то, что орнамент явно отличается от росписей в других районах Вологодской области.
Харовский художественный промысел относится к типу северных, домовых, свободно-кистевых росписей, довольно распространенных по всей Вологодской области. Но отличительной особенностью этой росписи является особая цветовая гамма фона – яркая, праздничная, обычно ярко-красная или зеленая; свои цветы, построение композиции.
Автор К. Викулова, г. Харовск Коллекция Ю.Чуриловой
Во второй половине XIX века мастерам северных росписей становятся доступны масляные краски с яркими пигментами. В этот период роспись прялок, шкафов и сундуков становится особенно праздничной. Цветовое решение, построенное на контрасте, усиливает ощущение света и теплоты.
Классический вариант харовской росписи – насыщенное зелёное поле, на котором написан чёткий по собранности, букет пирамидальной формы, с утяжелённым низом и лёгким верхом. Что касается цветов, то обычно изображали красно-коричневые или синие розы с белильными разживками. Цветы на одних изделиях могут быть расписаны изящно, детально, а могут встречаться примеры со схематичной, упрощенной или размашистой росписью. Орнамент цветов заключал в себе символ благополучия, процветания и радости.
фото: vologda-oblast.ru
Еще одним отличительным героем у мастеров харовского художественного промысла является лев. Образ этого могущественного животного был популярен на Руси и, особенно на Севере, его изображение можно встретить на изразцах, в рисунках тканей, деревянных изделиях. Лев – это борец со злом, преданный человеку друг, служащий ему верой и правдой. Предположительно, в росписи лев выполнял роль оберега, символа сильного неусыпного стража.
Не смотря на то, что подлинных образцов харовской росписи не так много, приятно, что есть мастера, проявляющие интерес к истории и традициям своего края, в своих работах они раскрывают весь мир, который занимал воображение художника тех лет.
Юлия Чурилова