Колокольчики и народные промыслы
Холуйская лаковая миниатюра
Холуйская лаковая миниатюра зародилась в селе Холуй Ивановской области. Миниатюры исполняют на папье-маше с использованием специальных темперных красок.
Темпера была основным материалом для самостоятельной живописи еще 5-7 веков назад, а история использования этих красок насчитывает более трех тысяч лет. Например, темперными красками были выполнены росписи саркофагов египетских фараонов, так же их широко использовали византийские художники и русские мастера (вплоть до конца XVII века). Темпера используется и в монументальной живописи, т.к. она водостойкая, а многообразие приемов и фактурность позволяют мастерам работать в различных техниках, будь то письмо тонким слоем или густое пастозное письмо.
Уголок иконописца. Государственный музей холуйского искусства.
Фото О. Поповой, 2016
В Государственном музее холуйского искусства. Фото О. Поповой, 2016
Темпера присутствует в традиционной технике иконописи. Ее наносят по левкасу (грунт с добавлением льняного масла) на деревянную основу. Холуйские мастера (так же, как и мастера из Мстеры и Палеха) основывают свое творчество на технике древнерусских иконописцев. По мнению искусствоведов, первыми иконописцами в Холуе были монахи Троицкого монастыря, принадлежавшего Троице-Сергиевой лавре. Они обучали местных жителей, и к концу XVII века Холуй стал носителем традиций иконописи лавры СергиевогоПасада.
Главное отличие холуйских мастеров от их соседей из Мстеры и Палеха в том, что они обучались мастерству на покрытых лаком и окрашенных в черный цвет листах картона. Данное решение предложил искусствовед А.В. Бакушинский для экономии материалов, чтобы не портить предметы, планируемые для росписи.
В 1861 году в Холуе было открыто первое во Владимирской губернии художественное училище. Затем в 1882 году появились рисовальные классы, которые были преобразованы в иконописно-рисовальную школу. А в 1901 году появились иконописные мастерские.
После революции Холуйские мастерские были закрыты, и людям приходилось заниматься делами, далекими от художества. Но вопреки тому, в 1934 году, по примеру своих соседей, холуйские мастера объединились в артель и стали искать свой собственный стиль в лаковой миниатюре.
Фото с сайта
gorohovec.ru
А.В. Бакушинский (1883-1939)
А.В. Бакушинский вел работу по восстановлению народных промыслов (Палех, Мстера, Холуй, хохломская и городецкая росписи, дымковская игрушка) с первых лет после Октябрьской революции.
Он выработал свои методы работы, которые сохранили значение и в наше время. Бакушинский глубоко изучал историю этих промыслов и, знал их художественные особенности, работал над сохранением искусства промыслов, как над большим художественным явлением. Он работал непосредственно с мастерами и с художественными руководителями, формировал их взгляды на творчество. Именно А.В. Бакушинский дал первые теоретические обоснования становлению художника народных художественных промыслов и исследовал проблему передачи профессионального мастерства и традиции ученичества. Он чутко поддерживал творческий замысел каждого мастера, отмечая его находки и промахи.
В 1959 году был создан Музей холуйского искусства, сейчас он имеет статус государственного музея.
Государственный музей холуйского искусства. Фото О. Поповой, 2016
С 1961 г. холуйская миниатюрная живопись стремительно развивалась. Она вышла на международный рынок. Первые заказы на лаковые миниатюры были из Лондона, затем из Германии, Франции, США, Бельгии и Италии.
С. Теплов "Кохма", 2005 г. Фото О. Поповой, Холуй 2016 г.
Б. Киселев "В саду у Черномора", 1965 г. Фото О. Поповой, Холуй 2016 г.
Помимо миниатюр, мастера начинают изготавливать декоративные лаковые панно. Тиражи лаковых изделий насчитывают более 700 штук. Помимо традиционного черного фона, в работах все чаще начинают использовать насыщенный красный, зеленый и вишневый цвет. Сюжетыразнообразны: русский фольклор, былинные и сказочные мотивы, исторические, литературные, пейзажные песенные, сатирические и многие другие сюжеты, образы деятелей русской культуры. У каждого мастера есть индивидуальные отличия, своя манера исполнения сюжета.При этом сохранено единство стиля, а Холуйобрел статус мирового центра лаковой миниатюрной живописи.
Н.М. Швецов. Шкатулка "Мертвые души", 1985 г.
Фото В. Леонова, "Народные художественные промыслы:
вчера, сегодня, завтра", Новый Манеж 2015 г.
Е.Н. Власов. Шкатулка "Снегурочка", 2012 г.
Фото В. Леонова, "Народные художественные промыслы:
вчера, сегодня, завтра", Новый Манеж 2015 г.
В 1989 году образовалось Холуйское художественное училище миниатюрной живописи, которое и сейчас готовит мастеров для народных художественных промыслов.
Колокольчик "По щучьему велению" Автор С. Шеронова. Коллекция О.Поповой
В наши дни так же существует Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры, где на сегодняшний день трудится около 200 человек. Стиль и традиции тщательно сохраняются и контролируются художественным советом.
Анна Горбунова
ru.wikipedia.org, muzeum-kholui.ru, kholuy.ru