Колокольчики и народные промыслы
Загадочная испикская керамика
Последняя встреча с испикской керамикой состоялась в сентябре 2022 года на выставке «Путь Патимат» в музее-заповеднике «Царицыно». Пять из двенадцати блюд, представленных в экспозиции, изготовлены в XVIII веке в дагестанском селе Испик.
Дагестанские блюда на выставке «Путь Патимат»
Пять блюд из Испика
Подписи под экспонатами
Настенное блюдо на выставке «Путь Патимат» в музее-заповеднике «Царицыно»
Село Испик, область Кюра, Дагестан, XVIII век
Желтая глина, ангоб, потёчные глазури, штамп
Государственный исторический музей, Москва
Блюда настенные, декоративные, в быту не использовались. Выделяются многоцветной глазурью и круговым рельефным узором. Иногда служили оберегом.
Встречались испикские блюда в 2020 году в Государственном музее Востока
1 – 6. Блюдо. Селение Испик, XVIII – XX вв.
Керамика, формовка на гончарном круге, штамп, роспись ангобом, медными солями, глазурь
Государственный музей Востока, Москва
Блюдо. Селение Испик, XVIII – XX вв.
Государственный музей Востока, Москва
и в 2021 году на выставке «Дагестан страна гор и искусных мастеров» во Всероссийском музее декоративного искусства.
Стенд с блюдами на выставке «Дагестан страна гор и искусных мастеров»
Всероссийский музей декоративного искусства, Москва
Верхняя подпись слева от экспонатов
Правда, не понятно, какое блюдо испикское.
И вдруг на выставке-ярмарке народных художественных промыслов «Ладья. Зимняя сказка – 2022» мы встретили испикскую керамику! Кувшины, чашки, миски... и колокольчики!
Испикская керамика. «Ладья. Зимняя сказка – 2022»
Испикская керамика. «Ладья. Зимняя сказка – 2022»
Испикская керамика. «Ладья. Зимняя сказка – 2022»
Глазурованных блюд не было.
Промысел представлял художник-керамист, директор Краеведческого музея Керимханов Небиюллах Керимханович из дагестанского села Касумкент.
Мастер Небиюллах Керимханов на выставке-ярмарке «Ладья»
Испикская керамика
«Ладья. Зимняя сказка – 2022»
Испикские изделия перестали производиться в XIX веке. Керимханов Небиюллах Керимханович возрождает промысел и в скором времени будет изготавливать традиционные глазурованные блюда.
Мастер Небиюллах Керимханов с испикским блюдом. Фрагмент видео (1:07)
Испикская керамика. Новая жизнь. РГВК «Дагестан»
Фабрика пряжи в Черкеске. Дагестанский мастер керамики Набиюлла Керимханов. Школа космонавтики. iRYSTON TV
Исследователи называют испикскую керамику таинственной и не приходят к единому мнению о ее происхождении. Одни утверждают, что родина керамики село Испик, другие сомневаются в этом. Я не задала вопрос об истории испикской керамики мастеру, потому что не сопоставила сразу музейную керамику и керамику на «Ладье».
Например, сомнения о происхождении керамики в селе Испик выражаются на сайте «Национальный проект „Культура“» на странице Дагестанского музея изобразительных искусств в статье «Испикская керамика»:
«Так называемая «испикская» керамика — одно из загадочных дагестанских ремесел, о происхождении которого до сих пор спорят искусствоведы, археологи и этнографы. Название «испикские блюда» вела в научный оборот Эльза Кильчевская, исследователь материальной культуры Дагестана. Именно она первая выдвинула теорию, что эту керамику изготовляли в лезгинском селении Испик. Кильчевская считала, что керамическое производство на этой территории возродили жители разрушенного селения Кала, которое было известно в Средние века как центр расписной бирюзовой керамики.
Однако эти сведения не подтвердились. Никто до сих пор точно не знает, действительно ли керамика производилась в этой местности или нет».
А вот мнение куратора выставки «Путь Патимат» (аудиотур, зал 6 – глина):
«Блюда на стене так и привлекают наше внимание! Сложно поверить, что это в основном изделия 18 века. А еще это стена тайн Дагестана. Несколько лет назад мои коллеги смело атрибутировали пестрые блюда с штампованными бортами как изделия лезгинского селения Испик, а лаконичные зеленые и желтые блюда помещали в село Кала. Сейчас среди исследователей ведутся споры об этих промыслах и о происхождении и назначении блюд. На данный момент я могу сказать с определенностью следующее – мы видим перед собой настенные блюда, производившиеся неизвестно где, неизвестно кем, неизвестно для чего, поскольку некоторые исследователи полагают блюда ритуальными, и неизвестно почему переставшие производиться примерно в 19 веке».
Из каталога, изданного музеем-заповедником «Царицыно» к выставке «Путь Патимат. Женский мир в традиционном и современном искусстве Дагестана» (2023 г.):
О производстве керамики в Испике говорится в статье «Особенности развития народных промыслов на Северном Кавказе», стр. 12, 2017 г:
«В лезгинском ауле Испик производство поливной керамики получило значительное развитие еще в домонгольский период. В отдаленных высокогорных селениях Дагестана до наших дней сохранилось много образцов испикской бирюзовой керамики с черной марганцевой росписью растительного характера. Подобная бирюзовая керамика со щелочными поливами и черной росписью была широко распространена в эпоху Средневековья на всем Ближнем Востоке, в том числе и у народов Закавказья. Позднее, начиная с XV – XVI веков, в селении Испик выполнялось два типа поливной керамики: с поливами и рельефно-лепным декором и керамика с подглазурной белой ангобной росписью. В основном, испикские мастера создавали большие декоративные блюда, имевшие постоянный спрос в Нагорном Дагестане, и в меньших количествах всевозможные хозяйственные кувшины с белой ангобной росписью. В XX веке в мастерской селения Испик делают главным образом простую хозяйственную керамику и незначительное количество поливных изделий с белой ангобной росписью».
Из научной статьи «Этическо-эстетические особенности гончарного искусства Дагестана», стр. 409, 2013 г.:
«В средние века центром керамики становится с. Кала, известное своей «подглазурной расписной керамикой темно-зеленого цвета по белому ангобу». Оно было оборвано в результате татаро-монгольского нашествия, приведшее к потере этого искусства. Роспись подглазурной керамики продолжило с. Испик. Особенность его керамических изделий заключалась в использовании вишневого или коричневато-оранжевого цветов; в сочетании с зеленым создавало эффект прозрачной свинцовой глазури с природными минеральными красителями. Техника производства отличалась из-за использования ножного гончарного круга и последующей сушки, после которой изделие полировалось гладким камнем и только затем подвергалось обжигу в купольной печи из сырцового кирпича. Для поливы на сильном огне пережигали свинец, в него добавляли яичный желток и воду. Эта смесь наносилась на мелкую гончарную посуду. Для крупных сосудов добавляли нефть. В эпоху позднего средневековья техника поливы изменилась, в нее стали добавлять окись меди, марганца, железа и хрома для получения свинцовой глазури. Это единственный вид гончарных изделий – испикские тарелки – который использовались только в качестве украшения горской сакли, вешался на внутреннюю стену кунацкой – гостевой комнаты дома, выполняя не только эстетическую функцию, но и охранительную».
Испикский колокольчик теперь есть в моей коллекции. Звучит звонко и красиво. Надеюсь, что когда-нибудь появится и глазурованный колокольчик.
Колокольчик «Дербентская крепость». Мастер Небиюллах Керимханов
Коллекция О. Поповой
Некоторые ссылки:
Материал подготовила Ольга Попова
Фото В. Леонова, О. Поповой 2020, 2021, 2022 гг.
Балхарская керамика
Балхарскую керамику я впервые увидела в 2012 году на выставке-ярмарке «Ладья. Весенняя фантазия - 2012» и сразу влюбилась в нее. Привлекли внешняя сдержанность, выразительная роспись, элегантность.
Подробнее