Колокольчики и народные промыслы

Загадочная испикская керамика

Последняя встреча с испикской керамикой состоялась в сентябре 2022 года на выставке «Путь Патимат» в музее-заповеднике «Царицыно». Пять из двенадцати блюд, представленных в экспозиции, изготовлены в XVIII веке в дагестанском селе Испик.

Дагестанские блюда на выставке Путь Патимат
Дагестанские блюда на выставке «Путь Патимат»
Пять блюд из Испика

Подписи под экспонатами
Подписи под экспонатами

Настенное блюдо. Село Испик
Настенное блюдо на выставке «Путь Патимат» в музее-заповеднике «Царицыно»
Село Испик, область Кюра, Дагестан, XVIII век
Желтая глина, ангоб, потёчные глазури, штамп
Государственный исторический музей, Москва

Блюда настенные, декоративные, в быту не использовались. Выделяются многоцветной глазурью и круговым рельефным узором. Иногда служили оберегом.

Встречались испикские блюда в 2020 году в Государственном музее Востока

Блюда в музее Востока

1 – 6. Блюдо. Селение Испик, XVIII – XX вв.
Керамика, формовка на гончарном круге, штамп, роспись ангобом, медными солями, глазурь
Государственный музей Востока, Москва

Блюдо. Селение Испик
Блюдо. Селение Испик, XVIII – XX вв.
Государственный музей Востока, Москва

и в 2021 году на выставке «Дагестан страна гор и искусных мастеров» во Всероссийском музее декоративного искусства.

Стенд с блюдами
Стенд с блюдами на выставке «Дагестан страна гор и искусных мастеров»
Всероссийский музей декоративного искусства, Москва

Одна из подписей к экспонатам
Верхняя подпись слева от экспонатов

Правда, не понятно, какое блюдо испикское.

И вдруг на выставке-ярмарке народных художественных промыслов «Ладья. Зимняя сказка – 2022» мы встретили испикскую керамику! Кувшины, чашки, миски... и колокольчики!

Испикская керамика на зимней Ладье-2022
Испикская керамика. «Ладья. Зимняя сказка – 2022»

Испикская керамика на зимней Ладье-2022
Испикская керамика. «Ладья. Зимняя сказка – 2022»

Испикская керамика на зимней Ладье-2022
Испикская керамика. «Ладья. Зимняя сказка – 2022»

Глазурованных блюд не было.

Промысел представлял художник-керамист, директор Краеведческого музея Керимханов Небиюллах Керимханович из дагестанского села Касумкент.

На Ладье
Мастер Небиюллах Керимханов на выставке-ярмарке «Ладья»
Испикская керамика
«Ладья. Зимняя сказка – 2022»

Испикские изделия перестали производиться в XIX веке. Керимханов Небиюллах Керимханович возрождает промысел и в скором времени будет изготавливать традиционные глазурованные блюда.

Фрагмент видео
Мастер Небиюллах Керимханов с испикским блюдом. Фрагмент видео (1:07)

Испикская керамика. Новая жизнь. РГВК «Дагестан»

Фабрика пряжи в Черкеске. Дагестанский мастер керамики Набиюлла Керимханов. Школа космонавтики. iRYSTON TV

Исследователи называют испикскую керамику таинственной и не приходят к единому мнению о ее происхождении. Одни утверждают, что родина керамики село Испик, другие сомневаются в этом. Я не задала вопрос об истории испикской керамики мастеру, потому что не сопоставила сразу музейную керамику и керамику на «Ладье».

Например, сомнения о происхождении керамики в селе Испик выражаются на сайте «Национальный проект „Культура“» на странице Дагестанского музея изобразительных искусств в статье «Испикская керамика»:

«Так называемая «испикская» керамика — одно из загадочных дагестанских ремесел, о происхождении которого до сих пор спорят искусствоведы, археологи и этнографы. Название «испикские блюда» вела в научный оборот Эльза Кильчевская, исследователь материальной культуры Дагестана. Именно она первая выдвинула теорию, что эту керамику изготовляли в лезгинском селении Испик. Кильчевская считала, что керамическое производство на этой территории возродили жители разрушенного селения Кала, которое было известно в Средние века как центр расписной бирюзовой керамики.
Однако эти сведения не подтвердились. Никто до сих пор точно не знает, действительно ли керамика производилась в этой местности или нет».

А вот мнение куратора выставки «Путь Патимат» (аудиотур, зал 6 – глина):

«Блюда на стене так и привлекают наше внимание! Сложно поверить, что это в основном изделия 18 века. А еще это стена тайн Дагестана. Несколько лет назад мои коллеги смело атрибутировали пестрые блюда с штампованными бортами как изделия лезгинского селения Испик, а лаконичные зеленые и желтые блюда помещали в село Кала. Сейчас среди исследователей ведутся споры об этих промыслах и о происхождении и назначении блюд. На данный момент я могу сказать с определенностью следующее – мы видим перед собой настенные блюда, производившиеся неизвестно где, неизвестно кем, неизвестно для чего, поскольку некоторые исследователи полагают блюда ритуальными, и неизвестно почему переставшие производиться примерно в 19 веке».

Из каталога, изданного музеем-заповедником «Царицыно» к выставке «Путь Патимат. Женский мир в традиционном и современном искусстве Дагестана» (2023 г.):

Об испикской керамике

О производстве керамики в Испике говорится в статье «Особенности развития народных промыслов на Северном Кавказе», стр. 12, 2017 г:

«В лезгинском ауле Испик производство поливной керамики получило значительное развитие еще в домонгольский период. В отдаленных высокогорных селениях Дагестана до наших дней сохранилось много образцов испикской бирюзовой керамики с черной марганцевой росписью растительного характера. Подобная бирюзовая керамика со щелочными поливами и черной росписью была широко распространена в эпоху Средневековья на всем Ближнем Востоке, в том числе и у народов Закавказья. Позднее, начиная с XV – XVI веков, в селении Испик выполнялось два типа поливной керамики: с поливами и рельефно-лепным декором и керамика с подглазурной белой ангобной росписью. В основном, испикские мастера создавали большие декоративные блюда, имевшие постоянный спрос в Нагорном Дагестане, и в меньших количествах всевозможные хозяйственные кувшины с белой ангобной росписью. В XX веке в мастерской селения Испик делают главным образом простую хозяйственную керамику и незначительное количество поливных изделий с белой ангобной росписью».

Из научной статьи «Этическо-эстетические особенности гончарного искусства Дагестана», стр. 409, 2013 г.:

«В средние века центром керамики становится с. Кала, известное своей «подглазурной расписной керамикой темно-зеленого цвета по белому ангобу». Оно было оборвано в результате татаро-монгольского нашествия, приведшее к потере этого искусства. Роспись подглазурной керамики продолжило с. Испик. Особенность его керамических изделий заключалась в использовании вишневого или коричневато-оранжевого цветов; в сочетании с зеленым создавало эффект прозрачной свинцовой глазури с природными минеральными красителями. Техника производства отличалась из-за использования ножного гончарного круга и последующей сушки, после которой изделие полировалось гладким камнем и только затем подвергалось обжигу в купольной печи из сырцового кирпича. Для поливы на сильном огне пережигали свинец, в него добавляли яичный желток и воду. Эта смесь наносилась на мелкую гончарную посуду. Для крупных сосудов добавляли нефть. В эпоху позднего средневековья техника поливы изменилась, в нее стали добавлять окись меди, марганца, железа и хрома для получения свинцовой глазури. Это единственный вид гончарных изделий – испикские тарелки – который использовались только в качестве украшения горской сакли, вешался на внутреннюю стену кунацкой – гостевой комнаты дома, выполняя не только эстетическую функцию, но и охранительную».

Испикский колокольчик теперь есть в моей коллекции. Звучит звонко и красиво. Надеюсь, что когда-нибудь появится и глазурованный колокольчик.

Колокольчик. Испикская керамика
Колокольчик «Дербентская крепость». Мастер Небиюллах Керимханов
Коллекция О. Поповой


Некоторые ссылки:


Материал подготовила Ольга Попова
Фото В. Леонова, О. Поповой 2020, 2021, 2022 гг.

Комментарии

Балхарская керамика

Балхарская керамика

Балхарскую керамику я впервые увидела в 2012 году на выставке-ярмарке «Ладья. Весенняя фантазия - 2012» и сразу влюбилась в нее. Привлекли внешняя сдержанность, выразительная роспись, элегантность.
Подробнее