Колокольчики и народные промыслы
Изникская керамика
- Изникская керамика и колокольчики
- Современная керамика, технология росписи
- Изделия из Изника в Международном музее керамики (MIC) в Фаэнце, Италия
- Изникская керамика в Государственном Эрмитаже
- Изникская керамика в Государственном музее Востока
Изникская керамика и колокольчики
Гибкие тюльпаны, пышные бутоны роз, развернутые гвоздики, стройные гиацинты, зубчатые листья... Сплетающиеся в красно-сине-зеленые букеты, они образуют характерный изникской керамике цветочный орнамент, воплощающий османское представление о райском саде.
Изник – город на берегу Изникского озера в 65 км от Стамбула. Славился керамикой еще в византийские времена (Никея). Расцвет производства пришелся на XVI век в период могущества Османской империи. Изникские мастера выполняли султанские заказы на изготовление изразцов для обширного строительства. Часто по образцам, разработанным придворными художниками. При этом керамисты работали и на себя, создавая собственные изделия, стили и технологии, как подражая китайским образцам, так и перенимая опыт стамбульских мастеров. Во второй половине XVII века керамическое ремесло Изника, как державного поставщика, начало постепенно угасать по причине замедления имперского строительства, качество изделий стало ухудшаться. В начале XVIII века печи Изника окончательно потухли. Возрождение изникской керамики началось в конце XX века в Кютахье.
Проводником в волшебный мир изникской керамики для меня стал колокольчик, который я получила в подарок несколько лет назад.

Колокольчик. Коллекция О. Поповой
Расписан в сине-голубых тонах, что характерно раннему периоду развития османской росписи.


Колокольчик. Коллекция Юлии Чуриловой

Колокольчик. Коллекция Ирины Лапиной

Колокольчик. Коллекция Наташи Хайкин
Современная керамика, технология росписи
Современные изделия, расписанные в стиле изникской керамики, я впервые увидела в 2017 году на арт-завтраке проекта «Авторская керамика востока».

Блюдо. Мастер Исмаил Ийит, Кютахья, Турция
Ирина Казаковцева («Авторская керамика Востока») рассказывает о турецкой росписи Изник
Блюдо, показывающее технологию росписи изникской керамики
Изделия изготавливаются из белой глины на гончарном круге, затем обжигаются (до 1000 градусов) и зачищаются. Потом наносится рисунок от руки или при помощи трафарета с использованием угольной пыли. Затем наносится контур, после чего идет роспись по этому контуру. После росписи изделие покрывается глазурью и повторно обжигается.
На арт-завтраке полистала книгу «Iznik tiles & Rustem Pasha mosque», содержащую изображения изразцов, украшающих мечеть Рустема-паши в Стамбуле.
Мечеть Рустема-паши, Стамбул. Фото wikimedia.org

Обложка книги «Iznik tiles & Rustem Pasha mosque»

Из книги «Iznik tiles & Rustem Pasha mosque»

Из книги «Iznik tiles & Rustem Pasha mosque»
Изделия из Изника в Международном музее керамики(MIC) в Фаэнце, Италия
Древнюю изникскую керамику я впервые увидела в Международном музее керамики (MIC) в Фаэнце.

Международный музей керамики в Фаэнце (MIC), Италия

Изникская керамика в музее керамики в Фаэнце


Блюдо, Изник
MIC, Фаэнца, Италия

Блюдо, Изник
MIC, Фаэнца, Италия

Блюдо, Изник, конец XVI века
MIC, Фаэнца, Италия

Блюдо, Изник, конец XVI века
MIC, Фаэнца, Италия

Бутыль, Изник, конец XVII века
MIC, Фаэнца, Италия

Кружка, Изник, конец XVI века
MIC, Фаэнца, Италия

Кружка, Изник, конец XVI века
MIC, Фаэнца, Италия

Блюдо, Изник, конец XVI века
MIC, Фаэнца, Италия

Блюдо, Изник, конец XVI века
MIC, Фаэнца, Италия

Блюдо, Изник, конец XVI века
MIC, Фаэнца, Италия

Блюдо, Изник, конец XVI века
MIC, Фаэнца, Италия

Блюдо, Изник, конец XVII века
MIC, Фаэнца, Италия

Блюдо, Изник, конец XVII века
MIC, Фаэнца, Италия

Блюда и кувшин, Изник, конец XVII века
MIC, Фаэнца, Италия

Блюдо, Изник, конец XVII века
MIC, Фаэнца, Италия
Изникская керамика в Государственном Эрмитаже
«Турецкая художественная керамика – облицовочная и бытовая – получила развитие в ряде городов Малой Азии еще в XV столетии. Для ее орнаментации характерны большого размера растительные мотивы, исполненные в декоративной, довольно свободной манере росписи. Выделяется знаменитая изникская керамика, изготовлявшаяся мастерами небольшого города Изника с конца XV до начала XVIII века, представленная на экспозиции сосудами и блюдами, а также монументальным камином второй половины XVII века, собранным из отдельных изразцовых плиток», – hermitagemuseum.org.
Керамические изделия. Турция, Изник. Конец XV – XVI в.
Изник. Конец XV – XVI в.
Изник. Конец XV – XVI в.
Изник. Конец XV – XVI в.
Изник. Конец XV – XVI в.
Изник. Конец XV – XVI в.
Изник. Конец XV – XVI в.
Изник. Конец XV – XVI в.
Керамические изделия. Турция, Изник. XVI – XVII вв.
Изник. XVI – XVII вв.
Изник. XVI – XVII вв.
Изник. XVI – XVII вв.
Изник. XVI – XVII вв.
Изник. XVI – XVII вв.
Керамические изделия. Турция, Изник. XVI – XVII вв.
Изник. XVI – XVII вв.
Изник. XVI – XVII вв.
Изник. XVI – XVII вв.
Изник. XVI – XVII вв.
Изник. XVI – XVII вв.
Изник. XVI – XVII вв.
Изник. XVI – XVII вв.
Изник. XVI – XVII вв.
Изник. XVI – XVII вв.
Изник. XVI – XVII вв.
Изник. XVI – XVII вв.
Изник. XVI – XVII вв.
Изник. XVI – XVII вв.
Изникская керамика в Государственном музее Востока
Изникская керамика на выставке османской керамики «Неувядающий сад. Османская керамика XVI-XIX вв.».
Изникская керамика на выставке «Неувядающий сад. Османская керамика XVI-XIX вв.»
Кувшин. Изник (?), сер. XVI в.
Блюда. Изник, сер. – третья четв. XVI в.
Полуфаянс, подглазурная роспись, резерв
Блюда. Изник
Блюдо. Изник, втор. пол. XVI в.
Полуфаянс, подглазурная роспись
Блюдо. Изник, сер. XVI в.
Полуфаянс, подглазурная роспись
Блюдо. Изник, сер. XVI в.
Полуфаянс, подглазурная роспись
Блюдо. Изник, втор. четв. – сер. XVI в.
Полуфаянс, подглазурная роспись, резерв
Блюдо. Изник, втор. четв. – сер. XVI в.
Полуфаянс, подглазурная роспись, резерв
Блюдо. Изник, нач. XVII в.
Полуфаянс, подглазурная роспись
Фрагменты атласных тканей
Блюдо. Изник, нач. XVII в.
Полуфаянс, подглазурная роспись
Блюдо. Изник, кон. XVI в.
Полуфаянс, подглазурная роспись
Фрагменты атласных тканей кемха
Блюдо. Изник, кон. XVI в.
Полуфаянс, подглазурная роспись
Блюда. Изник
Блюдо. Изник, перв. пол. XVII в.
Полуфаянс, подглазурная роспись, резерв
Блюдо. Изник, сер. XVII в.
Полуфаянс, подглазурная роспись
Блюдо. Изник, втор. пол. XVII в.
Полуфаянс, подглазурная роспись
Блюдо. Изник, кон. XVI – нач. XVII в.
Полуфаянс, подглазурная роспись
Блюда. Изник, кон. XVI – нач. XVII в.
Полуфаянс, подглазурная роспись
Блюдо. Изник, кон. XVI – Нач. XVII вв.
Полуфаянс, подглазурная роспись
Блюдо. Изник, кон. XVI – Нач. XVII вв.
Полуфаянс, подглазурная роспись
Блюдо. Изник, кон. XVI – Нач. XVII вв.
Полуфаянс, подглазурная роспись
Блюдо. Изник, кон. XVI – Нач. XVII вв.
Полуфаянс, подглазурная роспись
В группе музея ВКонтакте представлена кураторская онлайн-экскурсия по выставке. Изникская керамика в постоянную экспозицию Музея Востока не входит.
В заключение, некоторые ссылки:
Материал подготовила О. Попова.
Фото В. Леонова, О. Поповой
Изникская керамика в Международном музее керамики в Фаэнце – 01.09.2018
Изникская керамика в Государственном Эрмитаже – 02.01.2021
Изникская керамика в Государственном музее Востока – 18.02.2021