Колокольчики и народные промыслы
Косовская керамика
Косов – небольшой городок в Ивано-Франковской области на западе Украины, где живут гуцулы. Cтал центром гончарства в XIX веке. Способствовало этому наличие в этих местах гончарной глины.
Косовская керамика. Коллекция О. Поповой. Фото В. Леонова
Колокольчики. Керамическая мастерская Косовского отделения Союза художников Украины. Коллекция О. Поповой
Для косовской керамики характерны сложившиеся традиции технологии и росписи. Роспись подглазурная с двукратным обжигом. Применяется широкий спектр геометрических и растительных мотивов, а также сюжетные росписи, которые передают живую природу, изображают животных и людей в окружающем мире.
Изделия Галины и Михаила Трушик. Коллекция И. Колтаковой
Изделия семьи Якибчук
Коллекция И. Колтаковой
Работа Валентины Джуранюк
Коллекция И. Колтаковой
Изготавливают и расписывают косовские мастера самые разнообразные предметы – посуду, подсвечники, облицовочную плитку, фигурки, колокольчики.
По мотивам стихотворения Ирины Колтаковой «Білий кінь»
Работа Ульяны Якибчук. Коллекция И. Колтаковой
Изразец, середина XIX – начало XX вв.
Фото с выставки «Похвала плахте»
Москва, Винзавод. Фото В. Леонова
Среди растительных и геометрических мотивов особое место занимают цветочные розетки. Рисунки создавались из точечек, ромбиков, волнистых линий, чёрточек, лепестков фантастических форм. Из этих простых элементов создаются замысловатые узоры и орнаментальные полосы из геометрических мотивов.
Цвета косовской керамики – жёлтый (солнце), зелёный (живая природа), коричневый (земля), которые эффектно выделяются на белом фоне, слегка контрастируя с ним.
Косовской керамике присущи красота силуэта, мягкость линий. Каждый мотив сначала выгравирован, а затем раскрашен с помощью старинного инструмента – рожка (отсюда название техники – рожкование). Роспись покрывается прозрачной глазурью.
Славу косовской керамике принесло творчество Алексы Бахметюка (1820-1882), изделия которого отличались оригинальной тематической росписью. На его изделиях, которые сохранились до наших дней, встречаются изображения земледельцев и пастухов, солдат, помещиков, музыкантов, мельников и гончаров, которые обозначены тонким юмором. В орнаментации мастер часто использовал пышные многолепестковые цветы в окружении зигзагообразного ореола, тюльпаны, треугольные листья, гроздья винограда, птиц на ветках, лошадей, коз, оленей. Смело разработанные цветочные мотивы вскоре получили название «бахметщины». Изделия А. Бахметюка быстро расходились далеко за пределы гуцульского края.
Школа косовской керамики возникла и развивалась так же благодаря и таким мастерам как Пётр, Михаил и Иосиф Баранюк, Гнат Кощук, Михаил Билецкий и др.
А. Бахметюк, XIX в.
Музей народного искусства
Гуцульщины и Покутья в Коломые
Фото В. Леонова
Игрушки-свистульки «Птичка»
Юрий Алексеевич Илюк (1915 – 1995), Украинская ССР, Ивано-Франковская обл., г. Косов.
Выставка «В поисках народного искусства», Москва, ГМЗ «Царицыно»
Фото В. Леонова, 2023 г.
В наши дни традиции косовского гончарства продолжают многие самобытные мастера, среди которых Галина и Михаил Трушик, Роман, Людмила и Ульяна Якибчук, Оксана Бейсюк, Валентина Джуранюк и другие. Их изделия находятся во многих музеях Украины и зарубежья, экспонируются на различных выставках .
Текст подготовила Ирина Колтакова
Источники:
С.А. Антонович, Р.В. Захарчук-Чугай, М.Е. Станкевич «Декоративно-прикладне мистецтво», Львів, видавництво «Світ» 1992;
Т.А. Романець «Стародавні витоки мистецтва української народної кераміки» Київ «Просвіта» 1996;
kplavra.ua