Колокольчики и народные промыслы
Кружевные колокольчики
Еще на территории древней Персии археологи находили остатки тканей, которые можно считать прародителями современных кружев. В их основе лежит ячеистая филейная сетка с золотой и серебряной вышивкой. Далее искусство изысканного плетения нитей развивалось одновременно в разных странах мира по разные стороны океана - и на юге, и на западе, и на севере. Однако родиной кружева в привычном для нас виде считается все же Италия. Еще в XVI веке здешние мастера придумали ткань, которую называли punto in aria (стежок в воздухе). Родиной кружевного искусства, распространившего по всему свету, является итальянский городок Бурано, расположенный на одноименном островке Венецианской лагуны. Там и сейчас размещаются Школа кружевоплетения и Музей кружев, где обучают старинному искусству и с особой тщательностью хранят шедевры прошлого.
Венецианское кружево
По легенде, простой итальянский моряк, вернувшись из далекого плавания, подарил своей возлюбленной привезенную издалека морскую водоросль, которую мореходы из-за изысканного и тонкого переплетения называли "кружевом русалочки". Когда любимый снова отправился в долгое плавание, девушка в память о своем милом начала плести кружево, взяв за образец его подарок.
Брюссельское кружево.
Коллекция Н.Степановой
Венецианское кружево.
Коллекция Н.Степановой
Именно для венецианского кружева, которое состоит из крошечных стежков, сделанных простой иглой с нитью, без тканевой основы, делали эскизы великие итальянские художники. А ремесленники для их воплощения создавали специальные стежки и петли - например, стежок узелком, кружево на сетке (тюль), муранский и игольный стежок, венецианскую петлю и другие техники вязания кружев. Для самых изысканных кружев использовали семь различных видов плетения.
Самое любопытное, что, по мнению некоторых историков костюма, благодарить за эту красоту мы должны священнослужителей католической церкви. Ведь носили первые вещи из кружева как раз священнослужители, для которых особое значение имело украшение торжественных церемониальных одежд. Но довольно быстро красивые ткани стали привлекать внимание знати, которая за небольшие вещички отдавала немыслимые деньги. Пара манжет стоила дороже, чем золотой браслет. Из-за политического и экономического кризиса в Венеции, искусство и тайны создания венецианского кружева были преданы забвению почти на два столетия, и возродились только в конце XVIII века.
Венецианская мода на кружева была быстро подхвачена королевскими дворами в Европе, особенно в Бельгии и Франции. Шитые иглой кружева стали изготовляться в Брюсселе и были одними из самых знаменитых и дорогих. Состояли они из отдельных фрагментов. Это кружево до сих пор производится в Аалсте, Бельгия. Это кружево называют "брюссельским", так как продается оно в основном в Брюсселе. Кружево второго типа, бобинное кружево, производят в Брюгге (т.н. "брюггское кружево"). Производство брюггского кружева обходится слишком дорого, поэтому сейчас его вяжут только на заказ.
Коллекция С.Нарожной
Коллекция О.Поповой
Плетеное кружево появилось на рубеже XVI века, а предшествовало ему изобретение булавок - одного из основных его инструментов. Технология изготовления была довольно сложной, так как иногда использовалось несколько сотен коклюшек, которые перекладывались в определенном порядке, по узору. В конце XVI - начале XVII века, начинает развиваться производство кружев во Фландрии (ныне Бельгии). Вначале было распространено кружево с геометрическим узором, а в XVII веке появляются плетеные гипюры с более мелким орнаментом и совершенно лишенные рельефа. Фламандские кружева славились своей необыкновенной тонкостью благодаря качеству нитей, изготовлявшихся из брабантского льна. Пряхами были главным образом девушки и маленькие девочки, так как для этой работы требовались нежные руки и необычайно тонкое осязание.
В первой половине XVIII века повсеместно совершается переход к тюлевому кружеву, в котором орнамент соединяется уже не связками или неправильной сеткой, а тюлем, т.е. прозрачной тонкой сеткой с мелкими ячейками одинаковой формы, выполнявшейся также ручным способом.
В конце XVII- начале XVIII века во Фландрии главным центром производства кружев был Брюссель, но изготовлявшиеся там плетеные кружева с изящным орнаментом на тюлевом фоне были известны в странах Европы под названием англеттер, т.е. английских. Брюссельское кружево англеттер отличается большим разнообразием орнаментов и технических приемов. Аналогичные кружева, сплетенные и в других частях Брабанта, получили название брабантских. Брабантское кружево гораздо грубее, узор его менее плотного плетения не такой изящный и виртуозный. В 1830-х годах был изобретен машинный тюль, что еще более облегчило и удешевило выделку подобных кружев, но и снизило их художественное качество.
Открыв окно в Европу, русский царь Петр I повелел всем знатным людям и боярам носить европейскую одежду, богато отделанную венецианским и брюссельским кружевом, приобретенным за золото. И, по легенде, чтобы сберечь российскую казну, царь повелел обучить искусству заграничного кружевоплетения русских мастериц, пригласив на Русь венецианских монахинь, которые и приехали в маленький российский городок Кадом (сейчас - поселок в Рязанской области). Почему выбор пал именно на этот город - уже тогда затерянную в лесах глубинку - история умалчивает.
Кадомчанки охотно освоили эту ювелирную технику. А вскоре на этой основе создали уникальную игольчатую вышивку белым по белому - кадомский вениз, оставив в названии что-то венецианское.
Особый расцвет кружевной промысел в Кадоме получил в конце XIX века по инициативе местной помещицы М.А.Новосильцевой, которая организовала пункт по приему кружевных изделий от крестьянок: в неурожайные годы женщины плели русское кружево на коклюшках с несложными узорами, получая за это плату. Но, зайдя однажды к одной кадомчанке в дом, Новосильцева увидела там накомодник и полотенце с узорным швом. Мастерица была приглашена в имение Новосильцевых, где в небольшой комнатке крестьянские девочки обучались мастерству кружевоплетения.
Кадомское кружево
В 1913 году дочь Новосильцевой - М.Ю. Авинова стала учредительницей "пункта женских рукодельных работ в г. Кадоме", а также на свои средства открыла бесплатную кружевную школу с музеем старинных строчевышивальных изделий и кружев. Далее следуют участия в различных выставках как зарубежных, так и всероссийских - и всегда высокие награды. Авинова руководила пунктом до 1925 года. В 1927 году на базе мастерской была организована артель "Пробуждение". Кадомские кружева экспортировались в Америку и Европу. На выставке в Мексике в 1927 году изделия заслужили Диплом 1 степени, на выставке в Лионе - Золотую медаль. Первые три года войны артель не работала и возобновила свою деятельность с 1944 года. В 1957 году продукция предприятия была представлена на международной выставке в Брюсселе и в Монреале. Но к тому времени кружево перестало быть основной продукцией "Пробуждения". Надобность в кружевных изделиях, выполненных в технике вениза, отпала. Возродить венизную технику удалось лишь к концу к концу 1970-х годов.
Сейчас работы кадомских мастериц пользуются неизменным успехом. Продукция неоднократно демонстрировалась на международных и российских выставках и отмечалась наградами.
Наталья Степанова
По материалам сайтов veniz.ru, kruzhevo.ru, justlady.ru, citizenship.ru.