Колокольчики и народные промыслы

Лаковая миниатюра

Художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу, хранящим неповторимую особенность русского народа. По всей России и далеко за ее пределами известны знаменитая иконопись и искусство лаковой миниатюры Палеха, Холуя и Мстеры.

Лаковая миниатюра

Колокольчики на выставке-ярмарке «Ладья-2014». Фото В. Леонова

Старинное русское село Палех расположено в центре России, в 350 км. к северо-востоку от Москвы и в 60-ти километрах от Иванова. История села была бы схожа со многими другими, если бы не возник здесь несколько столетий назад иконописный промысел. По старинным преданиям начало иконописи Палеха относится к временам татаро-монгольского нашествия. Будто бы, когда татары разграбили и сожгли Владимир и Суздаль оттуда вместе с другими мастеровым людом бежали в дремучие леса суздальские и владимирские монахи-иконописцы. Они спалили лес и построили себе дома. Селение стали называть Палехом. С тех пор стали в Палехе писать иконы.

Опираясь на традиции новгородской и строгановской иконописи, палешане создали свой неповторимый стиль. В начале ХIХ века иконописный промысел Палеха достиг расцвета. Палехские иконы продавались в Санкт-Петербурге, Москве, по всей России, а также за границей. Артели палехских иконописцев выполняли самые ответственные заказы: им были поручены роспись стен Грановитой палаты, осуществление реставрации фресок соборов Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, соборов Троице-Сергиевой Лавры, храмов и церквей древнего Пскова и многих других городов.

Палех. Крестовоздвиженский храм

Палех. Крестовоздвиженский храм. Фото О. Поповой, 2016 г.

Холуй

Иконы холуйского письма. Музей Холуйского искусства.
Фото О. Поповой, 2016 г.

Село Холуй – одно из древнейших поселений, расположенное в 360 км от Москвы. Красота этих мест великолепна в любое время года. Природа здесь радует глаз не только художника, но и всех, кто увидит это прекрасное место. Первые документальные сведения о Холуе относятся к XVI веку. Это грамота Великого Князя Московского Ивана Васильевича от 1546 г. В документах, датированных 1613 г., Слобода Холуй уже упоминалась как знаменитый центр иконописи и лаковой миниатюры и была пожалована князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов. С начала XVIII в. искусство иконописи и лаковой миниатюры в Холуе развивается довольно быстро. Холуйская иконопись и лаковая миниатюра поставляется в северные губернии России: Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую, С. - Петербугскую и в саму столицу. Холуй также получает заказы на знаменитую иконопись и лаковую миниатюру и из-за границы: Болгарии, Сербии, Македонии.

До революции Палех, Мстера и Холуй являлись последними центрами, где теплились художественные традиции древнерусской живописи (иконописи). В советское время, опираясь на художественные приемы традиционного ремесла, палехские, мстерские и холуйские художники создали принципиально новое искусство: иконографические каноны, сковывавшие их мысль и волю, отошли в прошлое, и освобожденное сознание бывших иконописцев получило широкий простор для проявления творческой фантазии. Мастера этих промыслов, сохранив самобытную и традиционную технику живописи, заимствовали у федоскинцев процесс изготовления изделий из папье-маше.

Лаковая миниатюра. Колокола Свято-Данилова монастыря

Исаев Игорь Александрович
Шкатулка «Колокола Свято-Данилова монастыря. Москва»
Федоскино, 2014 г.
Папье-маше, лак, масло, сусальное и твореное золото, миниатюрная живопись
Фото В. Леонова, Всероссийский музей декоративного искусства, 2023 г.

Колокольчик

Колокольчик. Коллекция И. Семаковой

Технология производства лаковой миниатюры длительна и многотрудна. Папье-маше изготовляется из картона. Нарезанные из него полосы намазываются клейстером из пшеничной муки и навертываются одна на другую на деревянную форму (болванку). Когда склейка достигает нужной толщины, ее вместе с болванкой зажимают в специально сконструированный механический пресс, и склейки под давлением превращаются в трубки разной формы, зависящей от форм болванок. Спрессованные склейки просушиваются в течение пятнадцати дней при средней комнатной температуре.

Лаковая миниатюра
Лаковая миниатюра
Лаковая миниатюра
Лаковая миниатюра
Лаковая миниатюра
Лаковая миниатюра

После просушки их на сутки опускают в подогретое льняное масло, которым они пропитываются, и снова просушивают в течение четырех дней в печи, при температуре 120 градусов. Изготовленный таким образом полуфабрикат становится прочным, как самые твердые и прочные породы дерева, и хорошо поддается столярно-токарной обработке. Далее заготовка покрывается специальным грунтом, и шлифуется.

Этапы росписи броши на мастер-классе в Холуе

Этапы росписи броши на мастер-классе в Холуе: грунтовка, роскрыш, пропись, пробела, роспись золотом.
Музей Холуйского искусства. Фото О. Поповой, 2016 г.

Затем на внешнюю поверхность заготовки наносится 2 – 3 слоя черного лака, на внутреннюю сторону, также несколько слоев – масляного лака с киноварью. В заключение работы над заготовкой она покрывается двумя-тремя слоями светлого лака, каждый из которых тщательно и довольно долго просушивается в печи при определенной температуре. Только после этого художник может приступать к росписи. Во всех трех промыслах более или менее однотипна система письма.

Палешане, мстерцы и холуйцы используют старинные рецепты приготовления красок, дошедшие до нас из времен Византии и древней Руси. Краски приготовляются вручную и состоят из природных минералов растертых на яичном желтке, смешанном с водой и уксусом. От качественно приготовленных красок во многом зависит успех работы художника.

Для работы над миниатюрой художнику требуются тончайшие беличьи кисти. Очень часто они также изготовляются самим художником. Для того, чтобы краски не скатывались с лаковой поверхности изделия, перед началом росписи лаковая поверхность обрабатывается специальной пемзой. Острым карандашом на рабочую поверхность наносится контур будущей росписи, делается так называемый подмалевок, по которому многочисленными тонкими и прозрачными слоями наносится роспись.

Порой живописная плоскость, на которой работает художник, настолько мала, а сюжет настолько сложен, что художник прибегает к помощи мощной лупы. По окончанию работы красками живописный слой просушивается и закрепляется лаком. Заключительным этапом в работе живописца является работа золотом и серебром. Миниатюрная роспись в Палехе, Мстере и Холуе, как правило, обрамляется тончайшим золотым орнаментом. Орнаментальными узорами декорируются и боковые стороны коробок.

Этапы изготовления шкатулки. Палех, Дом-музей И.И. Голикова. Фото О. Поповой, 2016 г.

Золотая краска также приготовляется вручную из тончайшего листового сусального золота 96 пробы и гуммиарабика, или серебра и гуммиарабика (реже применяют алюминиевую пудру)Чтобы нанесенное на шкатулку золото засияло, его полируют, как в старину, волчьим зубом или агатом в форме конуса. В зависимости от формы, сложности композиции на роспись будущей шкатулки затрачивается от нескольких дней до нескольких месяцев.

По окончанию работы художника, миниатюра вновь покрывается семью – восьмью слоями лака, каждый из которых просушивается, полируется на специальном полировальном круге и окончательно доводится вручную, до тех пор, пока не исчезнут даже самые мелкие царапины. Отполированная до зеркального блеска лаковая поверхность придает изображению глубину, а краскам необычайную мягкость и звучность.

Разнообразные изделия (шкатулки, декоративные панно,баулы, бисерницы, пудреницы, броши) расписываются на темы русских народных сказок, былин, песен. В росписи используются фольклорные, исторические, бытовые мотивы, в которых стилизованные фигуры изображаются на фоне условно-декоративного пейзажа.

Лаковая миниатюра

Лаковая миниатюра на выставке-ярмарке «Ладья-2015»
Фото В. Леонова

Лаковая миниатюра

Лаковая миниатюра на выставке-ярмарке «Ладья-2015»
Фото В. Леонова

Материал подготовила
Ирина Семакова

Источники:
Виртуальный музей палехской лаковой миниатюры
Холуйские художественные мастерские
Б.И. Коромыслов «Русские художественные лаки»