Колокольчики и народные промыслы

Стеклянные колокольчики в моей коллекции – молочное стекло

Колокольчики из молочного стекла, Компания Фентон
1. Колокольчики из молочного стекла. Компания Фентон (Fenton). Коллекция Ирины Лапиной

Колокольчики из Богемии
2. Колокольчики из Богемии (Bohemian). Коллекция Ирины Лапиной.

Что такое «молочное» стекло?

Моментальный ответ – немытые бутылки после молока. Чистые сдавали за 15 копеек. Хмурые продавщицы не принимали с чуть отбитым горлышком. А еще помнятся золотые крышечки из фольги. Серебристые, зеленые, синие, малиновые, в полосочку... Кефир, ряженка, варенец, сливки, топленое молоко...

Это все, что я могла ответить на этот вопрос. Ну и старый анекдот: «Из всех молочных продуктов я предпочитаю молочного поросенка!»

В моей коллекции много стеклянных колокольчиков. Время от времени пытаюсь с ними разобраться, а это сложно, поскольку слишком много специфических профессиональных терминов. А глубоко вникать не хочется. Проще взять интервью у специалиста, но увы... Когда-то у меня был в гостях человек, который знал о стекле все! Помню, как он восхитился моей единственной уцелевшей из детства розовой рюмочкой из богемского стекла. Я ее бережно храню и называю «принцесса».

На сей раз разговор о стекле под названием молочное (milk glass). Это непрозрачное матовое стекло, как правило, молочно-белого цвета. Но у него есть и другие названия – глухое белое или костяное. Почему глухое, костяное? Ответ – в технологии производства. Кстати, в XIX веке, да и сейчас, многие называли его «опаловым стеклом». Однако массово производились изделия только из молочного стекла, потому это название и закрепилось. А отличить опаловое от молочного легко. Это мне подсказала знакомая, занимающаяся антиквариатом. Она подняла вазу из опалового стекла к свету – и появилось оранжевое свечение.

Если обратиться к истокам, то нужно отправиться к прославленным стеклодувам Венеции. В далеком XVI веке мастера как только и с чем только не экспериментировали. Добавляя в стекломассу разные примеси, они окрашивали ее в различные цвета: лазурно синий, нежно розовый, ярко или бледно жёлтый, а еще коричневый, чёрный, а также молочно-белый. Это молочное-белое стекло итальянцы называли – Latticinio или lattimo.

Белый цвет стекла получался за счет добавления так называемого глушителя. Вот откуда название «глухое». Брали, например, диоксид олова или костяную золу – и, пожалуйста, стекло теряло прозрачность, но приобретало милый молочно-белый цвет! У каждого стеклодува были свои секреты. «Словарь Брокгауза и Ефрона» приводит следующий рецепт: на 100 мер веса песка нужно добавить 44 меры поташа, 36 мер костяной золы, 2 меры гашеной извести, 5 мер поваренной соли. А я бы еще сахарку насыпала – с ложкой сахара мой борщ получается вкуснее – рецепт от бабушки.

Вазы XVI века, выполненные из молочного стекла и расписанные эмалевыми красками и золотом, можно увидеть в музеях. Это были первые в Европе попытки подражать фарфору. Такие изделия еще называли «поддельный фарфор». Вот только в наши дни эти «подделки» представляют собой величайшую редкость и оцениваются чрезвычайно дорого.

В конце XIX века молочное стекло было в особом почете. Оно стало доступно по цене для многих покупателей. Декоративная посуда, светильники, вазы, бижутерия. Какие серьги, браслеты, подвески носили дамы в те времена! Изысканный дизайн и нежность цвета. Не обошли вниманием молочное стекло и архитекторы. Одним из самых известных произведений из этого стекла являются четыре циферблата на часах, размещённых в Центральном вокзале Нью-Йорка. Стояла у этих часов! Сейчас сожалею, что не сделала тогда хорошую фотографию.

К сожалению, в 1930-х и 1940-х годах, после Великой депрессии, производство изделий из молочного стекла упало.

В России над разработкой цветного стекла работал великий М.В. Ломоносов. Свои опыты он ставил на Усть-Рудицкой фабрике. В «Письме о пользе стекла» (1752) Ломоносов дал широкую картину его применения в самых различных областях человеческой деятельности. Он писал: «Пою перед Тобой в восторге похвалу не камням дорогим, ни злату, но стеклу».

В начале 1780-х годов варка цветных и молочных стекол осуществлялась на Потемкинском заводе. Нужно вспомнить стекловара Ефрема Карамышева, который изобрел собственную технологию варки цветных стекол. Взяв за основу английскую рецептуру, он добавил жженую кость.Так вот почему в те времена молочное стекло называют «костяная материя», или «белый фарфороваго цвета хрусталь».

Весьма любопытно читать старинный рецепт приготовления этого стекла, подробно описанный в книге поручика Голтвинского:

  • – «селитры литрованной и сеянной – 20 фунтов,
  • – сурику английскаго и немецкаго – 24 фунта,
  • – песку самаго белаго выжженаго и частым ситом просеяннаго – 1 пуд,
  • – костей бараньих лодышек и щечек выжженных до самой белизны, изтолченных и самым частым ситом просеянных – 3 фунта.

Подумать только! Бараньи кости.

Самым ранним примером «костяной материи» были молочные стекла, которые использовались при отделке собственных помещений императрицы Екатерины II.

К концу XVIII века в моде было рубиновое, синее, фиолетовое, зеленое, бирюзовое, мраморное, в том числе и молочное стекло. Молочное стекло российских мастеров действительно напоминало фарфор. Иногда стекло было плотным, «густым», но чаще выпускалось полупрозрачное, имеющее мягкую, светящуюся поверхность, на которую наносили эмалевую роспись.

Возвращаясь к колокольчикам, в Европе молочное стекло производилось во многих странах на небольших частных предприятиях, но колокольчики из этого стекла мне известны только из Мурано и Богемии. В США было много компаний, преимущественно в Пенсильвании. Мне известны колокольчики компаний Westmoreland Glass и Fenton Glass. Колокольчики из молочного стекла, выполненные в России, я в коллекциях не видела. Буду рада, если кто-то дополнит мою информацию.

В моей коллекции колокольчиков из молочного стекла немного. Любопытно, что некоторые с разными вставками из других видов стекла, а два колокольчика из молочного стекла имеют, благодаря примесям, салатовый и розовый цвет.

Хочу еще раз заметить, что я не специалист. Это мои попытки разобраться с этим видом стекла. Буду рада любым замечаниям и комментариям.

Колокольчик. Fenton
3. Колокольчик условно названный «Молочная геометрия». Компания Фентон. Коллекция Ирины Лапиной
Fenton Daisy And Button Milk Glass White Bell Crimped Ruffled. Vintage from the 1970s

Колокольчик. Fenton
4. Колокольчик «Испанское кружево». Компания Фентон. Выпуск 1970-х годов. Коллекция Ирины Лапиной
Vintage Fenton White Milk Glass Bell. Spanish Lace Silvercrest

Колокольчик. Fenton
5. Колокольчик «Испанское кружево». Вид снизу

Колокольчик из Богемии
6. Колокольчик из Богемии. Коллекция Ирины Лапиной
Vintage Bohemian Czech Crystal Glass Bell Milk Glass

Колокольчик из Богемии
7. Колокольчик из Богемии. Вид снизу

Колокольчик из Богемии
8. Колокольчик из Богемии. Коллекция Ирины Лапиной

Колокольчик из Богемии
9. Колокольчик из Богемии. Вид снизу

Колокольчик из Богемии
10. Колокольчик из Богемии. Коллекция Ирины Лапиной

Колокольчик из Богемии
11. Колокольчик из Богемии. Вид снизу

Колокольчик. Westmoreland
12. Колокольчик «Птички». Компания Westmoreland. Коллекция Ирины Лапиной

Колокольчик. Westmoreland
13. Колокольчик «Птички». Вид сбоку

Колокольчик. Westmoreland
14. Колокольчик «Птички». Вид сбоку

Колокольчик. Westmoreland
15. Колокольчик «Птички». Вид снизу


16. Колокольчик «Бутоны роз». Предположительно, молочное стекло. Компания неизвестна. Коллекция Ирины Лапиной


17. Колокольчик «Золотое сердце». Предполагаю, что это молочное стекло. Коллекция Ирины Лапиной


18. Колокольчик «Синее стекло, расписанный цветами». Предположительно, молочное стекло, Португалия. Коллекция Ирины Лапиной


19. Колокольчик «Синее стекло, расписанный цветами». Обратная сторона

Ирина Лапина, Монреаль, 2021
Фотографии Ирины Лапиной

Комментарии