Колокольчики и народные промыслы

Венецианское стекло и остров Мурано

Колокольчик. Венецианское стекло

Коллекция Н. Степановой

Колокольчик. Венецианское стекло

Коллекция Н. Степановой

Колокольчик. Венецианское стекло

Коллекция С. Нарожной

Колокольчик. Венецианское стекло

Коллекция Н. Степановой

Колокольчик. Венецианское стекло

Коллекция Н. Степановой

Колокольчик. Венецианское стекло

Коллекция Н. Степановой

Стеклоделие как организованный промысел зародилось в Венеции в ХIII веке. Самые ранние стеклянные изделия представляли собой бутылочки для разных церковных нужд, вина или масла, столовую посуду и другие изделия чисто утилитарного назначения. К середине XV века в производстве стекла на острове происходит радикальное изменение: потомственный стекольщик Анджело Баровьер (первое упоминание о фамилии Barovier относится к XIII веку) изобретя хрусталь – «cristallo» – особо прозрачное стекло, прославил венецианское стекло на весь мир. Древнейшее изделие из венецианского стекла – бокал зеленого стекла в форме четырех лепестков с золотой каймой – относится к концу XV века.

Первоначально все мастерские находились на территории Венеции, но концу XIII века, в связи с повышенной пожароопасностью стекольного промысла для города и необходимостью сохранить профессиональные секреты мастеров, было принято решение о выносе стекольного производства за черту города. В 1291 году городские власти переводят стекольные мастерские на группу островков в Венецианском заливе, объединенных в остров Мурано и расположенных в 1,5 км от Венеции. Мурано был заселён уже в период Римской Империи и получил название Ammurianum. До X века Мурано являлся важным коммерческим поселением и городом-портом. С тех пор венецианское стеклоделие неразрывно связано с островом Мурано, а стекло носит наименование муранского.

Мурано

Мурано

Мурано. Музей стекла

Музей стекла

Сегодня население Мурано равняется 6000 человек. Во дворце Джустиниани на Мурано, находится Музей стекла, в котором собраны множество экспонатов из стекла, с древних времен по XVIII в.: римское, египетское стекло, стеклянные изделия местного и зарубежного производства.

Венецианские мастера достигли высокого совершенства в изготовлении различных украшений и сосудов. Венецианским изобретением являются «сосуды в сетке», вазы-диатрета, «венецианское стекло» обычно декорировано золотом, цветными стеклянными нитями, мелкими пузырьками («мошкой»). Основной специальность стеклоделов было изготовление украшений из цветного стекла – бус, бисера, искусственного жемчуга, поддельных драгоценностей и полудрагоценных камней. Особого внимания заслуживают подделки под медный авантюрин, яшму и агат как наиболее сложные в исполнении. Большой известностью пользовались венецианские зеркала. Известно, что венецианский посланник поднес зеркало Марии Медичи в качестве свадебного подарка (1600 г.). Оно имело размеры всего 14 х 16 см, но не имело цены.

В XV-XVI веках слава муранского стекла становится поистине триумфальной. По приданию, венецианским мастерам запрещалось покидать территорию острова, тем, кто осмеливался бежать, грозила смерть. Мастеру Джорджио Балерино удалось обмануть тайных убийц республики и убежать с острова, он осел в Германии, где позже открыл собственную мастерскую.

К сожалению, XVII век принес упадок славным традициям. Нежные изящные изделия венецианских мастеров уступили место тяжелому граненому стеклу Богемии и Силезии. В 1797 г. наполеоновские войска оккупируют Венецию и к 1806 г. уничтожают все цеха и фабрики по производству стекла на Мурано. Присоединение Венеции в 1814 г. к австрийской империи Габсбургов, покровительствовавших богемскому стеклу, поставило жирную точку на перспективах продолжения старых традиций.

Возрождение венецианской стеклянной промышленности началось в 1854 г., когда братья Тосо основали фабрику по производству бытового стекла «Fratelli Toso» (Братья Тосо). В 1859 г. Антонио Сальвияти при финансовой поддержке англичан открывает еще одну фабрику «Salviatidott. Antonio fu Bartolomeo». Сальвияти сосредоточил свое внимание на производстве стеклянной плитки для реставрации пришедшей в упадок венецианской мозаики и создания новых полотен.

Мурано. Кувшин с горлом в виде цветка лилии
Кувшин с горлом в виде цветка лилии
Венеция, Мурано. Фирма «Salviati dott/Antonio»(?), 1880-е
Музей Императорского фарфорового завода
Фото В. Леонова, 2023 г.

Мурано. Ваза авантюринового стекла
Ваза авантюринового стекла
Венеция, Мурано. Фирма А. Сальвиати «Salviati & Co.», 1866 – 1877
Музей Императорского фарфорового завода
Фото В. Леонова, 2023 г.

Мурано. Ваза в технике миллефиори
Ваза в технике миллефиори
Венеция, Мурано. Фирма «Компания Венеция-Мурано», 1877 – начало 1880-х
Музей Императорского фарфорового завода
Фото В. Леонова, 2023 г.

Мурано.Ваза филигранного стекла
Ваза филигранного стекла
Венеция, Мурано. Фирма «Компания Венеция-Мурано», 1877 – начало 1880-х
Музей Императорского фарфорового завода
Фото В. Леонова, 2023 г.

Освобождение Венеции из-под гнета Габсбургов дало мастерам свободу творчества. Нашлись и местные самородки, как например, Lorenzo Radi (Лоренцо Ради), сумевшие за короткий период воскресить сложную технику стеклянного производства и восстановить, казалось бы, навеки утраченные навыки и умения. Вскоре на стеклянной карте Мурано появились новые имена – Fratelli Barovier (Фрателли Баровьер) и Francesco Ferro & Figlio (Франческо Ферро э Фильо).

В 1895 г. после проведения Первой венецианской биеннале Венеция получила совсем иной статус в художественном мире. Новые дизайнерские решения потребовали создания новых форм и принципов оформления, но изделия Мурано по-прежнему сохраняли свое подчеркнуто прикладное назначение и яркий декоративный характер. Совершенно новое направление, давшее очередной толчок стекольному производству, явили миру в 1921 г. Giacomo Cappellin (Джакомо Каппеллин) и Paolo Venini (Паоло Венини).

XX век открыл для муранского стекла новые возможности – многие выдающиеся художники, такие как Тулуз-Лотрек, Боннар, Пабло Пикассо, Ханс Арп, Жорж Брака, Марк Шагал обращаются к муранским мастерам с просьбами о совместной работе. Мурано превращается в один из знаменитых центров современного искусства.

В начале 1950-х Пеги Гуггенхайм, создательница коллекции Музея Гуггенхайма, организовала первые большие выставки «стеклянного искусства» в крупнейших музеях Европы и Америки, сделав этот вид искусства популярным во всем мире. И далее с муранскими мастерами сотрудничали выдающиеся художники и дизайнеры – Пьер Карден ,Этторе Соттсасс, Рикарда Ликата, Йоичи Охира, Тапио Вирккала.

Сегодня, как и много лет назад, на острове Мурано открываются новые фабрики и мастерские. И как много лет назад, изготовление стеклянных предметов – от посуды до зеркал – осуществляется лишь тремя способами: выдуванием, литьем и прессованием, причем последние два были изобретены только в XIX веке, так что старые мастера пользовались единственным приемом – выдуванием. В настоящее время Венеция, безусловно, остается лидером в производстве художественного стекла, прежде всего, благодаря техникам окрашивания и декорирования, в которых муранским стеклоделам нет равных во всем мире.

В 1982 году в Италии широко праздновали тысячелетие венецианского стекла. И маленькие частные мастерские и крупные производители к этой знаменательной дате подготовили юбилейные изделия невероятной красоты, демонстрируя их в ведущих музеях всего мира.

Мурано. Мастерская

Мастерская

Венецианское стекло связано и с Россией: в 1668 году Царь Алексей Михайлович повелел «вывезти к Москве из Виницеи мастеров скляничных самых добрых», таким образом, в селе Измайлово появился первый русский стекольный завод.

Наталья Степанова, 2007 г.

По материалам сайтов lafesta.ru, alhimikov.net, italiancharm.ru, info.masterdom.ru


Мурано. Большое зеркало с декоративными листьями и цветами

Большое зеркало с декоративными листьями и цветами.
Мурано, 1750 – 1799. Musei Civici, Пезаро, Италия.
Фото О. Поповой, 2019 г.

Мурано. Большое зеркало с декоративными листьями и цветами

Большое зеркало с декоративными листьями и цветами. Фрагмент
Мурано, 1750 – 1799. Musei Civici, Пезаро, Италия.
Фото О. Поповой, 2019 г.

Мурано. Большое зеркало с декоративными листьями и цветами

Большое зеркало с декоративными листьями и цветами. Фрагмент
Мурано, 1750 – 1799. Musei Civici, Пезаро, Италия.
Фото О. Поповой, 2019 г.