Колокольчики и народные промыслы

Риштанская керамика

Колокольчик

Колокольчик. Мастерская Рустама Усманова
Коллекция Н. Степановой

Колокольчик

Колокольчик. Мастерская Рустама Усманова
Коллекция Н. Степановой

Колокольчик

Колокольчик. Мирджахонгир Рахимов, Бухара
Коллекция О. Поповой

Колокольчик

Колокольчик. Мастерская Рустама Усманова
Коллекция О. Поповой

Риштанская керамика получила свое название от города Риштан в Ферганской области Узбекистана, зародилась в глубоой древности. Керамика – традиционное искусство Риштана. К концу XIX века город стал одним из крупнейших центров в Средней Азии по выпуску глазурованной посуды. Риштанцы создали свой неповторимый стиль в изготовлении керамики.

Первыми гончарными изделиями риштанских мастеров считается посуда бирюзово-медного цвета (кабуди мисин). Её покрывали глухой поливой и подкрашивали окисью меди. Позже стали изготавливать изделия из фаянса (чинни), они украшались тонким кружевом росписи, а под кружевом была глухая бирюзовая полива. Эта техника была забыта со времен средневековья, но вновь восстановлена риштанскими мастерами. Считается, что впервые восстановили данную технику братья Усто Абдуджалол и Усто Абдуджамил.

Среди риштанских мастеров-керамистов существовало разделение на две группы. Первая – это кузагары и танурчи. Мастера редко использовали поливу в своих изделиях. Они были искусными формовщиками, изготавливали крупные сосуды, вазы, кухонную утварь и печи для выпечки хлеба. Другая группа мастеров – тавокчи, они выделывали расписную глазурованную посуду. Между мастерами обеих групп существовало определенное соперничество, так как каждые считали себя настоящими знатоками своего дела.

Риштанская керамика

Риштанская керамика мастерской Алишера Назирова, «Восточный базар «Тюбетейка», 2020. Фото В. Леонова

Риштанская керамика

Мастерская Алишера Назирова, «Восточный базар «Тюбетейка», 2020. Фото В. Леонова

Риштанская керамика

На выставке-ярмарке «Ладья-2010». Фото В. Леонова

Риштанская керамика

Фото В. Леонова

В конце XIX в. изделия риштанских мастеров были представлены на всероссийских выставках. Их керамика побывала на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., ее сравнивали с лучшими европейскими майоликами.

В риштанской керамике декоративность объединена с практическим применением, а функциональность с художественным образом изделия. Польза и красота – два неразрывных качества керамического искусства большинства школ Узбекистана, и не только риштанской.

Сейчас можно встретить произведения мастеров Риштана в музейных собраниях Узбекистана и других стран, но авторство у изделий чаще всего не представлено.

Риштанская керамика

И. Камилов. Блюдо-ляган «Дамтавок» (1971). ГМЗ Царицыно. Фото О. Поповой

Риштанскую керамику легко можно отличить от любой другой по кобальтовой и бирюзовой поливе. Посуда или сине-голубая или зелено-голубая. Предпочтение отдается растительным узорам, геометрический орнамент встречается редко. Все эти легкие и непринужденные узоры и цвета на изделиях риштанских мастеров передают характер и культуру Узбекистана, неповторимого мира Востока.

Анна Горбунова, 2010

По материалам статьи Людмилы Кодзаевой «Керамика Риштана: традиции и мастера» (библиотека Виртуального объединения художников-керамистов), иллюстрации, риштанские мастера.