Колокольчики и народные промыслы
Керамика из Талаверы-де-ла-Рейна
Этот сказочный колокольчик я обнаружила в одном из сувенирных магазинов в Толедо.
Колокольчик «Испанский дом, керамика из города Талавера-де-ла-Рейна». Коллекция Ирины Лапиной, подарок дочери
Колокольчик «Испанский дом, керамика из города Талавера-де-ла-Рейна». Вид справа
Колокольчик «Испанский дом, керамика из города Талавера-де-ла-Рейна». Обратная сторона
Колокольчик «Испанский дом, керамика из города Талавера-де-ла-Рейна». Вид слева
Он стоял в окружении красивых изделий, расписанных в том же стиле.
Продавщица подтвердила, что я не ошиблась. Это известная испанская талаверская керамика или, если быть точной, керамика из города Талавера-де-ла-Рейна. О посещении этого города следующий очерк. Дочь тут же заявила, что это будет подарок от нее.
Мы вышли на улицу, Рядом на площади стояли каменные скамьи, украшенные плитками из Талаверы.
Скамейка на площади в Толедо
Талавера-де-ла-Рейна (Talavera de la Reina) – это крупный город провинции Толедо и самый известный в Испании центр по производству традиционной глазурованной керамики высшего качества. За что и получил второе название – La Ciudad de la Ceramica (Город керамики). А его керамику – талаверской.
Первые образцы керамики в городе Талавера, как сокращенно называют этот город, относятся ко временам Римской империи. Однако более широкое производство посуды началось в этих местах в период позднего средневековья, в XIV-XVI веках, включая эпоху правления короля Карла V и носило четко выраженные черты стиля Mudejar. Это была скудно декорированная и толстостенная керамика простых форм, пригодная только для домашнего использования.
Все изменилось в середине XVI века, когда к власти в Испании пришел король Филипп II. Он проникся великолепием декораций в богатых домах Фландрии и Голландии и решил украсить свои испанские резиденции в таком же стиле. По его желанию в Испанию прибыло несколько голландских мастеров, самым известным из которых был Jan Floris (Juan Flores). Именно ему в 1562 году было поручено производство первых местных изразцов для королевского дворца Alcazar de Madrid.
А в 1566 году по распоряжению короля Хуан Флорес прибыл в Талаверу, чтобы оценить изобретенную севильским гончаром Jerónimo Montero новую керамику под названием «esponjada» (еспонхада), Мастер высоко оценил качество образцов Монтеро, и наладил выпуск изделий, объединив технологию севильца со своим гигантским опытом.
Так, вслед за голландским Делфтом и французским Севром, Талавера-де-ла-Рейна, составила конкуренцию Севилье и стала крупным центром национального гончарного производства. Испания получила свою собственную керамику однако с чертами итальянского и фламандского стиля.
Талаверская керамика в музее керамики Ль’Аметль-де-Мар, Испания. Фото О. Поповой, 2010 г.
Почему итальянского? Дело в том, что до Антверпена Флорес обучался гончарному делу в Италии в мастерской Guido de Andres. Он овладел секретами мастеров из Урбино и Фаенцы (город, давший название фаянсу). На него также оказал влияние итальянский мастер Niculoso el Pisano, работавший в это время в Севилье.
Основными изделиями талаверских мастеров этого периода были художественные изразцы для декорирования многочисленных королевских дворцов. Позже, гончары из Талаверы начали выпуск столовой посуды. При этом не было препятствий для совершенства. Мастера постоянно улучшали технику формовки и декора своих изделий.
Существуют различные стили керамики Талавера-де-ла-Рейна, различающиеся по эпохам и сюжетам. Можно, например, выделить стиль барокко и ренессанс.
Выделяют исторические и религиозные сюжеты – ими украшали здания, церкви. Тема сражения рыцарей, а как же без них?
Мастера любили рисовать животных и птиц. Очень популярны были сцены охоты.
Особой красотой отличалась серия «испанские дома».
И вечная и излюбленная тема Дон Кихота и его верного друга Санчо Панса...
«Последний путь Иисуса». Керамическое панно на одном из домов в Талавере-де-ла-Рейна
«Последний путь Иисуса». Керамическое панно на одном из домов в Талавере-де-ла-Рейна
Декоративное панно в стиле талаверы на одном из домов в Толедо. Тема Дон Кихота
Тарелка на тему «Дон Кихот»
Тарелка на тему «Дон кихот»
Тарелка с изображением косули в витрине магазина в Талавере-де-ла-Рейна
Что касается цвета, то наиболее типичной была традиционная сине-белая керамика, которой так много в декорациях самого города Талавера-де-ла-Рейна. Однако для многих серий, например, «Ренессанс», характерны голубые, желтые и оранжевые цвета.
Плитки на скамейке в городе Талавера-де-ла-Рейна, фрагмент
Историю талаверской керамики и ее прекрасные изделия можно увидеть и узнать в музее Museo de Cerámica Ruiz de Luna.
Там же можно увидеть раздел, посвященный мексиканской керамике Talavera poblana. Мексиканская талавера – иная тема. Надеюсь узнать о ней больше, когда побываю в Мексике.
Нельзя не назвать имя мастера Juan Ruiz de Luna, который стал символом современной талаверской керамики. Именно ему она обязана своим вторым рождением, после периода упадка в первой половине XIX века. В 1908 году он открыл свою фабрику и восстановил традиционную талаверскую керамику эпохи барокко и возрождения.
Наиболее известные производства – фабрики Emilio Niveiro, Henche, Montemayor и Nueva Menora. В наши дни искусство старых мастеров претворяют в жизнь керамисты Franpesa, Ceramica Rosi, Fabrica Taller J.A. Froilan, Ceramica San Augustin и другие.
Колокольчик «Крестьянка в желтом». Фабрика «Artesania Talaverana»
Коллекция Ольги Поповой
Надпись внутри колокольчика
Колокольчик «Крестьянка в синем». Фабрика «Artesania Talaverana»
Коллекция Ольги Поповой
Надпись внутри колокольчика
Колокольчик. Фабрика «La Menora»
Коллекция Ольги Поповой
Надпись внутри колокольчика
Все изделия, выполненные с соблюдением традиций керамики Талавера-де-ла-Рейна, отмечены специальным знаком – «marca de Calidad Talavera Cerámica».
В магазине в Толедо я заметила еще один колокольчик среди изделий, расписанных в сине-желтой гамме. Это тоже талаверская керамика.
В заключение – спасибо дочери за роскошный подарок!
Ирина Лапина, Монреаль, 2022
Фотографии Ирины Лапиной, Толедо, Талавера-де-ла-Рейна, 2022