Колокольчики и народные промыслы
Тульская городская игрушка
«...я как-то вспомнил о жалком, но почему-то бесконечно трогательном пиликающем звуке, который производила вертушка, заключенная в коробочку с гусельками...
...и мне захотелось снова услышать этот бедный и милый звук, как-то раздражавший и прельщавший меня в детстве.
Тогда меня «взял страх», а как вдруг я больше не найду этой игрушки, не услышу ее тоненького голоска?»
А. Бенуа, «Игрушки», 1912 г.
- Колокольчики в стиле тульской городской игрушки
- О тульской городской игрушке
- Выставка «Тульские князьки. Возвращение через столетие»
- Тульская городская игрушка в Русском музее
Колокольчики в стиле тульской городской игрушки
Впервые я увидела Тульскую городскую игрушку в Вологде на Всероссийской художественной выставке «Современное народное искусство России» в 2008 г. и конечно же сразу влюбилась в нее.
Тульская городская игрушка на Всероссийской художественной выставке
«Современное народное искусство России». Вологда, 2008 г.
Я мечтала, чтобы колокольчики в этой традиции когда-нибудь появились в моей коллекции... И вот эта мечта сбылась!
Колокольчики в традициях тульской городской игрушки.
Автор Ирина Бежина. Коллекция О. Поповой
Колокольчики в традициях тульской городской игрушки.
Автор Ирина Бежина. Коллекция О. Поповой
Колокольчики в традициях тульской городской игрушки.
Автор Ирина Бежина. Коллекция О. Поповой
Колокольчики в традициях тульской городской игрушки.
Автор Ирина Бежина. Коллекция О. Поповой
Колокольчик в традициях тульской городской игрушки.
Автор Ирина Бежина. Коллекция Н. Степановой
Колокольчик в традициях тульской городской игрушки.
Автор Ирина Бежина. Коллекция Н. Степановой
О тульской городской игрушке
Современный облик тульской городской игрушки зародился в бывшей тульской слободе Большие Гончары в 19 веке. Игрушки представляют собой глиняные статуэтки, одетые по моде того времени.
Первые фотографии игрушек, похожих на тульскую, были опубликованы в 1912 г. в художественно-литературном журнале «Аполлонъ» («Аполлонъ» N 2, pdf, 11.1M) в статье русского художника, коллекционера игрушек Александра Николаевича Бенуа «Игрушки».
Знакомые образы я случайно обнаружила в книге одного из первых российских игрушковедов Льва Григорьевича Оршанского «Художественная и кустарная промышленность СССР. 1917–1927», которая вышла в 1927 году, правда про Тулу в книге не говорится.
Письменное упоминание о тульской игрушке появилось в 1933 году в книге Николая Михайловича Церетелли «Русская крестьянская игрушка» (pdf, 15M). Им были отмечены высота игрушки – до 25 см и ее сатирический характер: «Они изображали: помещиков, генералов, офицеров, дам, духовенство, т. е. всех представителей правящего класса. Сатирический характер игрушек сказался в трактовке образов. Так, офицер был всегда затянут в мундир, тонконогий, с прической „коком”, дама всегда была необыкновенно разодета...». Такие фигурки иронично называли «князьками».
Тульские игрушки разнообразны по форме. Характерными являются барыня, кормилица, дама и кавалер, монах. Имеются композиции, изображающие различные жанровые сцены.
Фото из книги Л.Г. Оршанского «Художественная и кустарная промышленность СССР. 1917–1927»
Свердловская областная межнациональная библиотека
Кормилица
Кормилица. «Современное народное искусство России»,
Вологда, 2008 г.
У куклы-кормилицы одежда проще, чем у барыни, ближе к народному костюму. У нее длинные косы с лентами, скромно украшенный передник, на голове повойник. На руках кормилица держит барского ребенка, на голове которого часто надета фуражка с кокардой, чтобы подчеркнуть его богатое происхождение.
Барыня
Барыня с сумочкой и зонтиком. «Современное народное искусство России»,
Вологда, 2008 г.
Барыня – это кукла, изображающая богатую даму, одетую по столичной моде конца 19 века. Для отражения вкусов русской знати мастера использовали пышные прически, серьги, шляпки, оборки на платьях и воротниках, банты, пуговицы, пелерины, зонты, сумочки, перчатки и другие модные аксессуары.
Кавалер и дама
Кавалер и дама на прогулке. «Современное народное искусство России»,
Вологда, 2008 г.
Кавалер с дамой чаще всего изображаются на прогулке или в танце. У кавалера тонкие ножки, которые как бы прилеплены к пышным оборкам своей спутницы, маленькая голова с пышными кудрями, военная выправка, затянутая в мундир фигура...
Монахи
Монахи. «Ладья-2016»
Интересно, что игрушки в виде монахов были широко распространены среди многих игрушечных промыслов. Они предназначались для знакомства детей с духовенством. У «тульских» монахов в руках, как правило, раскрытая книга.
Для всех персонажей характерны вытянутые по вертикали плоские фигуры с небольшой головой на длинной и толстой шее, дугообразные, высоко приподнятые брови над круглыми глазами, рот в виде точки под небольшим выступающим носом, тонкие длинные руки. В росписи игрушек присутствуют, как правило, спокойные пастельные тона, линии, черточки и елочки. Некоторые исcледователи видят родство игрушек из Филимонова и Больших Гончаров.
С одной стороны, как игрушки, тульские скульптурки забавны, имеют сатирический характер сродни персонажам Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Вот было бы здорово получить в коллекцию всех персонажей «Мёртвых душ»!:) С другой стороны, есть мнение, что тульские фигурки появились как подражание модным в дворянско-купеческом быту фарфоровым статуэткам и предназначались не для игры, а для украшения дома.
Промысел в Больших Гончарах просуществовал до революции. Затем игрушка была забыта. Возрождение промысла началось в 90-е годы прошлого столетия.
Выставка «Тульские князьки. Возвращение через столетие»
27 апреля – 29 июня 2018 г., выставочный зал Объединения центров развития искусства, народной культуры и туризма г. Тула. В экспозиции выставки более 150 работ народных мастеров Российской Федерации О.А. Андреевой, И.Д. Бежиной, О.В. Минеевой, Ю.В. Сержантовой, С.В. Жуковой и М.М. Серегиной.
Тульская городская игрушка в Русском музее
Глиняные игрушки. 1880-е годы. Слобода Большие Гончары в Туле. Русский музей (фото 2016 г.):
О. Попова
Фото О. Поповой, В. Леонова
Павлова Т.В. «Народные промыслы Тульского края. Их культурно-историческая и художественная ценность», автореферат
Свердловская областная межнациональная библиотека – somb.ru
А.У. Греков «Большие Гончары – продолжение славных традиций»
tuladnt.ru
Путешествие в «Рождественскую сказку"
Кто-то едет в Тулу за самоваром, кто-то за пряниками, а мы отправились за Рождественской сказкой, в мир глиняной игрушки, в котором живут утонченные барышни, прячущие беленькое личико под зонтиком от полуденного солнца; танцующие пары; прогуливающиеся в парке няни с детьми; читающие молитвы монахи.
Подробнее