Колокольчики и народные промыслы
Путешествие в "Рождественскую сказку"
Кто-то едет в Тулу за самоваром, кто-то за пряниками, а мы отправились за Рождественской сказкой, в мир глиняной игрушки, в котором живут утонченные барышни, прячущие беленькое личико под зонтиком от полуденного солнца; танцующие пары; прогуливающиеся в парке няни с детьми; читающие молитвы монахи. Благодаря сильному снегопаду ощущение зимней сказки возросло в разы. Однако из-за снега попасть на выставку оказалось гораздо сложнее, нам потребовалось около пяти часов, чтобы добраться от въезда в Тулу до музея П.Н. Крылова, который находится почти в центре города. Спасибо работникам музея и И.Д. Бежиной, дождавшихся заметенных снегом гостей из Воронежа и согласившихся провести экскурсию.
Ирина Дмитриевна Бежина уже много лет занимается возрождением этой игрушки. Большая часть представленных экспонатов – ее работы, а также игрушки О.А. Андреевой, С. Жуковой и других мастеров.
Выставка называется "Рождественская сказка", поэтому и возглавляет ее стенд с работами на тему Рождества: в центре - фигурка младенца, вокруг - образы волхвов и зверей, ангелов-хранителей и монахов. Нужно отметить, что сюжет монаха и монахини является архаичным, т.к. возник этот промысел в 17 веке в слободе Большие Гончары, на месте которой сначала появилась церковь, затем кладбище, а с расселением народа возникла и слобода.

Афиша выставки "Рождественская сказка"

Няня с ребенком Автор Ирина Бежина
Коллекция Ю.Чуриловой

Кавалер и дама на прогулке Автор Ирина Бежина
Коллекция Ю.Чуриловой

ормилка с ребенком Автор Ирина Бежина
Коллекция Ю.Чуриловой

Рождественская сказка
Фигурки композиции "Рождественская сказка" слеплены в стиле тульской городской игрушки, такие же строгие и изысканные, стройные и грациозные. "Что касается пластики, то для представленных экспонатов характерны вытянутые юбки, длинные и изящные формы. Внимание привлекает техника выполнения кистей рук: изящная кисть, длинные пальцы, обязательно прикрепленные к нижней части рукава", - рассказывает автор работ Ирина Дмитриевна. "Сначала юбка будущей игрушки вытягивается вверх в форме колокола, сверху - накидка из которой выглядывают ладошки, изготавливающиеся отдельно. Отдельно лепят голову и туловище, затем все детали соединяют, замазывая места стыковки. Финальным этапом считается украшение наряда рюшами и оборками". Нам показали, как выглядит глина до обжига и после, сырой глине присущ красноватый оттенок, она немного темнее филимоновской глины.

Этапы создания тульской игрушки
Следующая композиция называется "Вокруг стола": мы видим молодую парочку, даму с кошечкой, семью с детьми. Здесь появляется еще один традиционный образ – "пеленальщица", женщина в пеньюаре, стоящая около стола, на котором находится ее ребенок, полна нежности и материнской любви. По словам И.Д. Бежиной, изготавливать только традиционные образы довольно скучно, автору хочется внести в игрушку творческое направление. Процесс становится более интересным, захватывающим. Хотя и фигурки называются игрушками, дети с ними тогда не играли, тульская городская игрушка считалась комодной, ею любовались, украшали свой интерьер состоятельные люди того времени.

Вокруг стола

Монах

Пеленальщица
Гордость выставки – арт-объект "Карусель", выполненный при помощи открыток с видами старой Тулы. Здесь отображена тема городского быта и жителей: влюбленные парочки, семьи, прогуливающиеся по центру города, монахи, богатые дамочки с зонтиками, выгуливающие своих питомцев. Новые сюжеты – "маскарад", "на санках", "на коньках".

Карусель

Маскарад

На санках
"Композиция "Кошкин град" появилась совершенно случайно", - делится впечатлениями мастер. Обычно мастер к Новому году выполняет ряд сувенирных работ и в глиняную игрушку привносит характерные черты и внешние особенности животного, символизирующего наступающий год. Наступал год кота и И.Д. Бежина придумала сделать дамочек, но вместо женского лица, изобразить кошачье. И такой эксперимент оказался весьма успешным. Многим понравилась такая идея и стали делать заказы на игрушки и именно с кошачьей мордочкой. В Москве есть музей кошки, сотрудники которого также проявили интерес к таким экспонатам.
А я придумаю страну,
Где кошки всеми верховодят,
Котят за лапки в школу водят,
А ночью смотрят на луну…

Кошкин град

Кошкин град
Следующая композиция - "У новогодней ёлки": ребята с подарками, Дед Мороз и Снегурочка, мальчик, играющий с игрушкой. Особенно впечатляет глиняная елка, выполненная в старинных традициях, а вместо гирлянды свечи, мишки, куклы.

У новогодней ёлки

О. Андреева и ее композиция "Шахматы. 1812 год"

Композиция "Зима" - барыня в зимнем костюме на фоне заснеженного леса

Женщина с коляской

Жених и невеста
Завершает выставку композиция под названием "Городские гуляния". Среди привычных барышень с зонтиками бросаются в глаза новые сюжеты: "женщина с коляской", "жених и невеста". Большинство этих работ находятся в частных коллекциях, музеях. А фотографии этих барышень украшают альбомы народного творчества.

Городские гуляния

С Ириной Бежиной. Городские гуляния

Белевское кружево
Помимо тульской городской игрушки на выставке были представлены работы по белёвскому кружеву О.А. Скворцовой.
Спасибо огромное мастерам за удивительную красоту, эти работы рассказывают о существовании волшебного мира, сказки, в которой цветет изящество, доброта и любовь.
Юлия Чурилова
Тульская городская игрушка
Современный облик тульской городской игрушки зародился в бывшей тульской слободе Большие Гончары в 19 веке. Игрушки представляют собой глиняные статуэтки, одетые по моде того времени.
Подробнее