Колокольчики и народные промыслы
Воронежская глиняная игрушка, или Арефьевский потешный промысел
Игрушка из глины, дерева, соломы и других природных материалов всегда сопровождала человека. От предмета культового назначения языческой религии она утвердилась в современном мире как предмет праздника, веселья, а иногда и коллекционирования. Игрушка всегда несет в себе радость и восторг, передает тепло рук мастера.
Глиняные игрушки Воронежской области дореволюционного времени. Краеведческий музей
Если попросить вспомнить известные игрушки, то любой назовет дымковскую глиняную игрушку, обязательно каргопольскую игрушку, не забудут о хлудневской и романовской игрушках, кожлянской и плешковской. Но никто не назовет воронежскую игрушку. Хотя это и неудивительно, ведь её сложно найти на выставках художественных промыслов, в галереях и арт-салонах, в продаже.
Несмотря на это, такая глиняная игрушка существовала, с присущими ей сюжетами, своеобразными орнаментами и формами. К настоящему времени по всей территории Воронежской области найдены 43 игрушки и их фрагменты. Это птички-свистульки и игрушки среднего размера: конь, баран, утка, барыни, дудки и т.д. Это говорит о том, что игрушка изготовлялась локально, но не стала промыслом. Но она была! В статье коллекционера Н. Валукинского "Глиняные игрушки" за 1925 год представлена некая информация об исследованиях игрушки в Воронежской губернии: "В 1913 году удалось найти коллекцию игрушек чрезвычайно содержательных. Одна из них изображала пахаря за сохой, вторая – странника, третья – гончара за станком. Лучше всего выглядела барыня, из животных интересен олень, козел, корова, бык. Краски самые разнородные и удачно подобраны".
В альбоме И.Я. Богуславской "Русская глиняная игрушка" показаны две удивительные "воронежские барыни" в знаменитых и ни на какие другие промыслы не похожих головных уборах, условно называемых "капоры", со спирально закрученными концами, их еще называют "селезнёвы кудри", т.к. перья из хвоста "косявчатого" селезня, а спирали – это знаки жизненной силы, плодородия, союза земли и воды.
Воронежские барыни. Нач. XX в.
Воронежская губерния. Белая глина, роспись
Альбом И.Я. Богуславской "Русская глиняная игрушка"
Галина Ивановна Арефьева – народный мастер Воронежской области, вот уже много лет возрождающая воронежскую "заманку", так называли в старину детскую игрушку. Многие сюжеты в ее работах появились благодаря изучению песенного и игрового фольклора, местных традиций и обычаев, благодаря знакомству со сказками воронежских сказительниц. Для мастера все игрушки словно живые, все дороги сердцу, ведь Галина Ивановна лепит все то, что ей близко и дорого, что согревает душу.
Для росписи глиняных игрушек Галина Ивановна Арефьева использует мягкие, не очень яркие краски, украшает насечкой по сырой глине, весь орнамент – это символы солнца, земли с зернами, символ дождя и олицетворение южной окраинной земли Воронежской области. Но самое большое таинство происходит в печи, при обжиге: "достаешь игрушки после обжига, как горячие пирожки из русской печи, звонкие, чистые", - делится с нами автор работ.
Народный мастер Воронежской области Галина Ивановна Арефьева
Когда я познакомилась с Галиной Ивановной и рассказала ей о своем увлечении, она попробовала сделать из традиционный воронежской игрушки колокольчик. И не просто привязывая "язычок" внутрь изделия, а по всем правилам: специальное крепления для "язычка", "юбку" колокольчика пошире, да чтоб звон был голосистым и красивым. В основе колокольчика, как и в игрушке, лежит найденная старая форма – удлиненная, округлая, пустотелая. При лепке используется налепка рогов и бороды у животных, пышный гребень у птиц, подвески к ушам и кокетки. Узор на костюме у барыни в виде насечек в разных направлениях с обереговой символикой. Краски разные по цвету и по тону: красные, синие, зелёные, желтые, серебряные.
Колокольчик-коляда. Коллекция Ю.Чуриловой
Колокольчик "Барыня с гусем". Коллекция Ю.Чуриловой
Глиняные игрушки Г.И. Арефьевой хранятся в музее игрушки в Сергиевом Посаде, а также украшают многие частные коллекции. Во время работы над изделием Галина Ивановна не только размышляет над сюжетом и техникой работы, в её руках глиняные птички, барашки, барыни оживают, мастер придумывает потешки-сказки к своим игрушкам. В прошлом году любители глиняных игрушек Галины Ивановны познакомились с книгой "Кудыкина гора", на страницах которой – сочинённые мастером сказки, основанные на историях из жизни и творческой работы. В них живут красные кони и золоторогие олени, трёхрогие птицы и заморские чудеса.
Многие сходятся во мнении, что романовская игрушка и воронежская игрушка почти одинаковые. Безусловно, есть схожие черты, т.к. некоторые села ныне Липецкой области ранее относились к Воронежской губернии. Но на фото видны и четкие отличия в костюмах и росписи. Фото из журнала Народное Творчество
Колокольчики "Воронежские барыни"
Колокольчики "Воронежские барыни".
Коллекция Ю.Чуриловой
Колокольчик "Воронежская барыня".
Коллекция О.Поповой
Слева - Барыня одета в народной костюм Воронежской губернии, внимание привлекает необычный головной убор – "кичка" (волосник), закрывавшая волосы и имевшая впереди твердую часть. Этот предмет сохранил языческий элемент рогатости: две маленькие шишечки надо лбом, дань поклонения древней богине Макошь, покровительнице женщин, домашнего очага и хозяйства. Церковь запрещала носить такой головной убор, связывая рога с нечистью, темными силами. Но особенно молодые замужние женщины долгое время сохраняли традицию ношения рогатой кички, т.к. верили, что в ней – ритуальное признание связи женщины с Великой Богиней, воплощающей производительный период в жизни женщины.
Справа – Барыня в другом головном уборе - "капоре" со спирально закрученными краями, опять же являющемся оберегом, символом земли и солнца, плодородия. Характерная особенность барыни в её руках: они в виде лапы, которые крепко обнимают детей в одеяльце. Роспись костюма повторяет узор на старинных игрушках нач. XX века.
Барыня на фото справа воплощает самый архаичный образ воронежской глиняной игрушки, найденной при раскопках и хранящейся музее игрушки в Сергиевом Посаде.
Колокольчик "Вождение козы"
Колокольчик по сюжету раскрывает тему ряженья в обрядовом фольклоре Воронежской области. Есть сведения об игровом "шествии с козой". К рогатулине прибивали поперечную палку, вешали на неё "бороду", одевали козу, украшали. Две женщины водили козу от дома к дому и пели колядки. За женщинами шёл народ, все обходили деревню, калядовали и собирали подарки. Коза должна была пугать людей, падать на землю, умирать, если не давали подарки. Касаясь рогами земли, коза как самое плодовитое животное должна была вызвать плодородие земли и передать силу своей плодовитости растениям.
Колокольчик "Вождение козы".
Коллекция Ю.Чуриловой
Юлия Чурилова
Источники:
Г.И. Арефьева "Кудыкина гора". – Воронеж, 2012. – 72 с.
И.Я. Богуславская "Русская глиняная игрушка". – Искусство. Ленинград, 1975.
Елецких В.Л., Болгов М.И. Воронежская керамика. Игрушка-говорушка. – Воронеж: ООО "Творческое объединение "Альбом", 2007.