Колокольчики и народные промыслы

Риштанская керамика


О риштанской керамике

Риштанская керамика получила свое название от города Риштан в Ферганской области Узбекистана, зародилась в глубокой древности. Керамика – традиционное искусство Риштана. К концу XIX века город стал одним из крупнейших центров в Средней Азии по выпуску глазурованной посуды. Риштанцы создали свой неповторимый стиль в изготовлении керамики.

Ш. Юсупов. Ляган. Риштанская керамика

Ш. Юсупов. Ляган – блюдо для плова (1983)
Глина, глазурь, роспись
ГМЗ «Царицыно». Фото О. Поповой, 2023 г.

И. Камилов. Блюдо-ляган. Риштанская керамика

И. Камилов. Блюдо-ляган «Дамтавок» (1971)
Глина, роспись подглазурная, ишкор
ГМЗ «Царицыно». Фото О. Поповой, 2017 г.

Первыми гончарными изделиями риштанских мастеров считается посуда бирюзово-медного цвета (кабуди мисин). Её покрывали глухой поливой и подкрашивали окисью меди. Позже стали изготавливать изделия из фаянса (чинни), они украшались тонким кружевом росписи, а под кружевом была глухая бирюзовая полива. Эта техника была забыта со времен средневековья, но вновь восстановлена риштанскими мастерами. Считается, что впервые восстановили данную технику братья Усто Абдуджалол и Усто Абдуджамил.

Среди риштанских мастеров-керамистов существовало разделение на две группы. Первая – это кузагары и танурчи. Мастера редко использовали поливу в своих изделиях. Они были искусными формовщиками, изготавливали крупные сосуды, вазы, кухонную утварь и печи для выпечки хлеба. Другая группа мастеров – тавокчи, они выделывали расписную глазурованную посуду. Между мастерами обеих групп существовало определенное соперничество, так как каждые считали себя настоящими знатоками своего дела.

В конце XIX в. изделия риштанских мастеров были представлены на всероссийских выставках. Их керамика побывала на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., ее сравнивали с лучшими европейскими майоликами.

В риштанской керамике декоративность объединена с практическим применением, а функциональность с художественным образом изделия. Польза и красота – два неразрывных качества керамического искусства большинства школ Узбекистана, и не только риштанской.

Риштанскую керамику легко можно отличить по кобальтовой и бирюзовой поливе. Посуда или сине-голубая или зелено-голубая. Предпочтение отдается растительным узорам. Керамика расписывается кистью по ангобу (тонкий слой глины) с использованием ишкоровой глазури (см. «Технология декорирования», текст на выставке в ГМЗ «Царицыно»).

Риштанская керамика

Ишкоровая глазурь. Текст с выставки «Новая керамика древнего Риштана» (Москва, Царицыно, 2023 г.):
«Особая глазурь, придающая краскам множество оттенков синего цвета – от тёмно-грозового до небесно-лазурного. Основной её элемент – зола, получаемая при сжигании трав киркбугин и чоройнак, которые растут в предгорьях Чаткальского хребта на северо-западе Ферганской долины. Траву гончары собирают сами две недели в году: в конце сентября – начале октября. В послевоенные годы технология изготовления ишкоровой глазури была почти утрачена, её восстановили в 1970-е по рассказам старожилов. Чтобы получить ишкоровую глазурь, к золе добавляют кварц (акташ), белую глину, полевой шпат. Детали рецепта каждый мастер держит в секрете. Образуется тягучая масса, при застывании напоминающая куски оплавленного бутылочного стекла, – это и есть ишкор. Нужное для глазурования количество ишкора откалывают и растирают на жерновах в порошок, добавляя кварц и воду. Получившийся состав наносится на посуду. После обжига краски обретают лазоревое свечение, а глазурь – прозрачность».

Анна Горбунова, 2010

По материалам статьи Людмилы Кодзаевой «Керамика Риштана: традиции и мастера». Источник – архивная версия сайта информагентства «Фергана.Ру».
Иллюстрации
Риштанские мастера (посмотреть в формате pdf)

Риштанская керамика

Риштанская керамика мастерской Алишера Назирова
Восточный базар «Тюбетейка», Москва
Фото В. Леонова, 2020

Риштанская керамика

Риштанская керамика мастерской Алишера Назирова
Восточный базар «Тюбетейка», Москва
Фото В. Леонова, 2020

Риштанская керамика

На выставке-ярмарке «Ладья-2010», Москва
Фото В. Леонова

Риштанская керамика

Риштанские изделия с выставки-ярмарки «Ладья-2010», Москва
Фото В. Леонова


Колокольчики в традициях риштанской керамики

Колокольчик. Риштанская керамика

Колокольчик. Мастер Алишер Назиров
Коллекция О. Поповой

Колокольчик. Риштанская керамика

Колокольчик. Мастер Алишер Назиров
Коллекция О. Поповой

Колокольчик. Риштанская керамика

Колокольчик. Мастер Алишер Назиров
Коллекция О. Поповой

Колокольчик. Риштанская керамика

Колокольчик. Мастерская Рустама Усманова
Коллекция Н. Степановой

Колокольчик. Риштанская керамика

Колокольчик. Мастерская Рустама Усманова
Коллекция О. Поповой

Колокольчик. Риштанская керамика

Колокольчик. Мастерская Рустама Усманова
Коллекция Н. Степановой


Риштанская керамика на выставке «Новая керамика древнего Риштана»

Выставка «Новая керамика древнего Риштана» открылась в конце августа 2023 года в ГМЗ «Царицыно» (Москва) в рамках выставочного проекта «В поисках народного искусства». Работы представили художники Исмоилжон Камилов, Мухаммадали Таджалиев, Махмужон Азизов, Мавсун Мамажонов, Нумонжон Дехканов, Икром Камбаров, Хает Рахимов, Гафур Бабаджанов, Бахтиер и Алишер Назиров.

63 фотографии с выставки «Новая керамика древнего Риштана»
Фото В. Леонова, О. Поповой, 2023 г.

Видеоматериалы, подготовленные ГМЗ «Царицыно»:

Алишер Назиров. Новая керамика древнего Риштана

Лекция «Керамика Узбекистана. Вчера, сегодня, завтра»

Краткий путеводитель по современной Риштанской керамике XXI века
Новая керамика древнего Риштана. Журнал «Sammlung/Коллекция»
О риштанской керамике на сайте Всемирного Общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана

Комментарии