Замки и крепости в колокольчиках
Кестхей – часть 1
Замок-дворец Фештетичей – Кестхей, Венгрия
Кестхей (венг. Keszthely), город в юго-западной Венгрии, столица озера Балатон. Мы провели несколько дней на курорте Хевиз, от которого до Кестхея было всего 10 минут езды на автомобиле. В городе много достопримечательностей. Главная – усадьба старинного венгерского рода Фештетичей. Любопытная деталь. Одни называют резиденцию Фештетичей – замком, другие – дворцом (Festetics kastely, Festetics Palace).
Колокольчик «Замок-дворец Кестхей»,
коллекция Ирины Лапиной
На замок, по моему мнению, эта достопримечательность не очень похожа, так как здесь нет крепостных стен, ворот с решеткой или рва с водой. Это, скорее, дворец, тем более, его создатель черпал вдохновение от роскошного Версаля. Но, подобно Версалю, который вначале был охотничьим замком, а потом стал дворцом, так и усадьба Фештетичей из небольшого родового замка превратилась во дворец. В общем, это – замок-дворец.
Мы у главного входа. Весьма представительные ворота.
Красивая ажурная решетка.
Замок-дворец Фештетич – это грандиозное и красивейшее архитектурное творение XVIII века. Он был создан по образу и подобию французских особняков в стиле барокко и отличается роскошным убранством внутренних помещений и впечатляющим внешним обликом.
Фештетичи – это был знатный и богатый род, пришедший в Венгрию из Хорватии, отсюда фамилия с характерным окончанием. Представители рода прославились в разных областях: среди них были опытные землевладельцы, чуткие к передовым, прогрессивным веяниям, храбрые воины, они также были известными меценатами, поддерживающими искусство, образование, литературу.
Благодаря Фештетичам в Кестхее были построены первая гимназия, первое в Европе сельскохозяйственное училище, больница, аптеки. И первая лечебная купальня на озере Хевиз, которая со временем превратилась в известный курорт.
Главное здание окружает красивый парк с фонтанами, скульптурами и клумбами.
Мы направились к кассам, у входа нас встречала гостеприимно улыбающаяся девушка. Вот только красивое бальное платье она надела на спортивную футболку. Девушки меняются, а платье одно? Или декольте смущало?
Продавались разные билеты. Если есть время – приобретайте все. Ограничены во времени – то только во дворец и в Музей карет.
Красивые фонари приглашали во дворец. Как, должно быть, романтично тут, когда стемнеет.
По лестнице с ажурными, точно из кружева, перилами, мы поднялись на второй этаж.
Нарядные гостиные, парадные залы, тихие кабинеты. Красивая старинная мебель и фамильные портреты. Роскошь и утонченный вкус.
Одно огорчало. Сложно сделать хорошие фотографии, когда рядом с тобой другие посетители, когда нет возможности найти более выигрышную позицию, когда блики, неважное освещение. Я старалась сделать как можно больше фотографий на память. Пройдет много лет, и я смогу вновь перенестись в это чарующее место.
Род Фештетичей был одним из самых знатных в Венгрии. Семья, берущая свои корни в Хорватии, переехала в венгерское королевство в XVII веке. В 1730 году Криштоф Фештетич приобрел имение Кестхей и решил сделать его центром своих владений. При нем и была построена усадьба и дворец.
Возможно, это его портрет, а может и нет, я не уверена.
Запомнился еще один парадный женский портрет. Это леди Мария-Виктория Дуглас-Гамильтон (1850-1922). Весьма интересная биография, в которой переплетена история многих знатных европейских родов. Мария-Виктория была шотландской аристократкой. Благодаря бабушке по материнской линии Стефании Богарне, приходилась четвероюродной сестрой императору Наполеону III, двоюродной сестрой королеве Саксонии, португальской королеве, королю Румынии, матери короля Бельгии и так далее.
В 1869 году она вышла замуж за наследного принца княжества Монако Альбера I Гримальди, и родила единственного сына Луи, позже князя Луи II. В 1880 году ее брак был расторгнут, и она вместе с сыном оказалась в Австро-Венгрии, где вышла замуж за графа Тассило Фештетича фон Тольна (1850-1933).
В течение 40 лет брака с графом Тассило леди Мария руководила расширением и улучшением владений её мужа. Большим другом Марии был её брат Уильям, 12-й герцог Гамильтон, который, в свою очередь, был большим другом наследника британского престола. Принц Уэльский, ставший впоследствии королем Великобритании Эдуардом VII, в 1885 и 1888 годах гостил в Кестхее дважды. В 1911 году император Австро-Венгрии Франц Иосиф присвоил Тассило титул принца.
Хотелось запечатлеть все, благо можно было фотографировать (за оплату, разумеется). Тут были массивные камины, великолепно декорированные, картины в позолоченных рамах, роскошная мебель, предметы домашнего обихода.
Подсвечники, часы
Покрытую лаком тумбу хотелось рассматривать бесконечно. Настолько витиеватая роспись. А декоративные позолоченные накладки в виде кариатид придавали еще более роскошный вид.
Синяя уютная гостиная с портретами молодых женщин.
Подсвечники с античными женскими фигурами усиливали впечатление, что это женская гостиная, Должно быть, дамы устраивали здесь чаепития.
А глядя на эту фотографию, сразу и не скажешь, что привлекло больше внимания: скульптура всадника на коне, изумительная работа по дереву или роскошные китайские вазы по бокам.
Удивительное дело, мебель отличалась по стилю, по дизайну, но при этом не нарушалась общая гармония.
У Фештетичей было пять ваз из мейсенского фарфора, украшенных диковинными птицами и плодами. Они были выполнены в очень сложной и трудоемкой технике, фарфор, как будто был изъеден сотнями сотовых углублений. Трудно даже представить, как чистить подобную вазу. Мне запомнились две подобные вазы, вторую я отыскала в библиотеке.
В этой зеленой гостиной хотелось присесть за столик и выпить чашку чая. В подобных залах меня всегда посещает чувство присутствия хозяев этой красоты. Кажется, что прелестные дамы и галантные мужчины вышли в соседнюю комнату. Возможно, во всем «виноват» букет с цветами. Кажется, они были живыми. Или почудилось, что ощутила их аромат?
Старинное пианино. На нем до сих пор играют на музыкальных вечерах.
Сказочные хрустальные люстры и бра с горящими свечами, что отражались в зеркалах.
Весьма впечатляющая мужская одежда, украшенная серебряной вышивкой и отороченная мехом.
И, конечно, колокольчик! Предполагаю, что это известная марка Herend – фарфор, который предпочитают короли.
Самое большое впечатление на меня произвела библиотека. Здесь хранится единственное в Венгрии уцелевшее в первозданном виде частное аристократическое собрание книг. Более 80 тысяч томов! Много редкостей – среди них первые печатные книги. Или, например, ноты с автографами Йозефа Гайдна.
Перила антресолей украшены перекрещивающимися ветвями. Замечательная работа краснодеревщиков.
Благодаря Дьердью Фештетичу, дворцовая библиотека пополнилась 35 тысячами книг!
Еще одна мейсенская ваза.
В интерьер библиотеки идеально вписывается «женская красота» – мраморные скульптуры и бюсты.
Какая-то магическая картина на развороте книги. Ощущение, что откроется потайная дверь, и я окажусь в Зазеркалье и отправлюсь в этот милый городок с красными черепичными крышами по дороге вместе с другими путниками.
Книги для детей. Любопытно, что читали детки в то время.
Великолепные часы отсылают нас к истории Древнего Рима. Вспомнилась картина из Лувра Давида Жака Луи «Клятва Горациев».
Сыны мои, клянитесь нынче мне
Служить собою римскому народу
Так суждено; прославиться ли роду
Горациев иль кануть в тишине
В безвестности, а может и в бесчестье –
Решится здесь, сейчас, на этом месте
Клянитесь мне!
Клянусь! Победа или смерть!
Рубить врага мечом, тобою данным
Как лишь могу, клянусь доспехом бранным
За род, за Рим не страшно умереть
Но рабство Рима и бесчестье – страшно
За славу биться честно и отважно
Клянусь!
Стихотворение Андрея Швальбе, 2011
Одна из витрин привлекла мое особое внимание. Я заметила под фотографией фамилию Шевченко. Позже узнала весьма драматичную историю.
Оказалось, что большую роль в сохранении библиотеки дворца сыграл советский офицер майор Илья Илларионович Шевченко. Когда Красная армия, освобождавшая Венгрию, вошла в Кестхей, дворец не был разрушен. Майор Шевченко первым увидел огромное собрание книг и смог изъясниться с хранителем дворца на французском языке. Тот сказал, что очень опасается за библиотеку, утрата которой станет трагедией для культуры Венгрии. Майор быстро нашел хитроумное решение: окна и двери библиотеки заложили кирпичами. Снаружи написали на двух языках (русском и венгерском), что здесь проходит зона химического заражения. Никто не осмелился проникнуть внутрь, книги спасли.
Продолжение библиотеки – кабинет с книжными стеллажами. За стеклами витрины великолепный мужской костюм.
Хочу отвлечься, так как неравнодушна к старинным книгам. Все знают, что первые книги писались от руки. В качестве материала использовался пергамент – телячья или козья кожа особой выделки. Бумага была изобретена в Китае достаточно давно, но пришла в Европу не сразу. Чернила изготавливались из коры ольхи или дуба с добавлением смол, мёда… У каждого писаря был свой рецепт и каждый варил чернила по-своему. Писали птичьими перьями. А потому нужны были заточки для перьев, специальные чернильницы (помню свой первый класс и руки в фиолетовых чернилах). А еще нужны были промокашки! А переплеты! Можно целый трактат написать на эту тему. Страницы закреплялись дощечками, обложка обтягивалась кожей или бархатом, украшалась металлическими деталями, драгоценными камнями. Часто книги имели специальную застежку, чтобы ее можно было закрыть.
Сколько лет стоят эти книги, а все также поблескивают позолотой их корешки.
А еще поразило – увидела закладки! Эти книги не просто стояли на полках – эти книги читали! Так захотелось подержать хотя бы одну в руках.
Вот он мундир венгерского аристократа! И сразу представляешь гусаров.
В этом парадном зале роскошные люстры с играющими на солнце или при электрическом свете хрустальными подвесками. Они многократно отражаются в зеркалах в золоченных рамах. Золотая лепнина в стиле барокко на белоснежных потолках и стенах, легкие изящные лепестки орнамента, консольные столики возле зеркал, украшенные подсвечниками и богатыми часами. Пол устилает дорогой ковер.
Здесь выступают известные певцы и музыканты. Говорят, что чаще всего звучит музыка Имре Кальмана. Прекрасное место для исполнения арий из его оперет!
С большим блеском проходит здесь празднование Нового года.
И несколько комнат во дворце отвели под стенды, где представлена вся родословная Фештетичей: имена, фотографии, документы.
Последним представителем семьи Фештетичей, который жил во дворце, стал сын Тассило II Джордж III, умерший в 1941 году. Его жена польская графиня и их сын Джордж IV покинули дворец 1944 году.
В 2020 году принцу Джорджу IV Фештетичу исполнится 80 лет. В 2015 году он побывал в родном дворце.
Те самые ворота, около которых сфотографировался принц.
Нам повезло с погодой. Яркое солнце, голубое небо. И белый дворец.
Центральная часть дворца – надвратная колокольня – украшена скульптурами вздыбленных лошадей. Вспомнился Аничков мост в Петербурге.
В парке нам повстречался фонтан. Его охраняли два суровых льва.
Еще немного истории.
Замок был заложен во времена Криштофа Фештетича в 1745 году на руинах семейной усадьбы Gersei Petho. Строительство продолжалось больше века. Согласно изначальному плану в резиденции венгерских аристократов было «всего» тридцать четыре комнаты. То большое и величественное строение, которое мы видим сегодня, – творение венского архитектора Виктора Румпельмаера. Его стараниями в период с 1883 по 1887 годы в замке были проведены большие работы. Их результатом стал просторный комплекс, выстроенный в форме подковы и насчитывающий сто одну комнату.
Мы направлялись в Музей карет.
Ирина Лапина, Монреаль, 2019
Фото Ирины Лапиной, Кестхей, август 2019
Наследие веков
С 11 июня по 10 декабря 2012 года в Волынской государственной областной универсальной научной библиотеке имени Елены Пчёлки города Луцка прошла первая в Украине Международная выставка сувенирных колокольчиков «Наследие веков» с изображениями замков, крепостей и кремлей.
Подробнее